«Эй, мальчик, ты идешь со мной!», — приказала «начальница». Заключенные засмеялись, стали подначивать Петра. Один из «блатарей» крикнул: «А зачем вам этот, возьмите лучше меня!».
Петр с трудом поднялся с койки и, пошатываясь от слабости, поплелся за «начальницей».
Отец его был из «бывших»: Сергей Петрович Вельяминов принадлежал к древнему дворянскому роду, был внучатым племянником прославившихся в XIX столетии царских генералов Ивана и Алексея Вельяминовых.
Сергей Петрович тоже пошел по военной стезе. Перед самой революцией окончил Павловское военное училище в Петербурге. Когда все закрутилось в революционном водовороте, Вельяминов, как тогда говорили, «принял сторону народа» — поддержал большевиков.
В 1918 году Сергей Петрович вступил в Красную армию, даже сумел войти в состав высшего командования. Однако же, в полной мере своим в среде большевиков Вельяминов себя никогда не чувствовал.
Еще до революции Сергей Петрович женился на барышне Татьяне Дивновой, происходившей из польского рода Фурса-Жиркевичей.
После завершения Гражданской войны Вельяминовы получили жилье в живописном московском районе Дангауэровка. Здесь у Сергея и Татьяны родилась дочь, а 7 декабря 1926 года — сын. Мальчику дали имя Петр.
Особенности своего происхождения Вельяминовы тщательно скрывали, но, конечно, «те, кому положено», были прекрасно осведомлены.
В 1930 году, когда Пете едва исполнилось четыре года, его отца арестовали. Шесть лет Сергей Петрович провел в лагерях. Вернулся постаревший, молчаливый, без блеска в глазах.
Однако с началом Великой Отечественной войны Вельяминов-старший в первый же день записался в армию добровольцем, ушел на фронт.
Воевал Сергей Петрович на совесть, себя не щадил, но в 1943 году снова был арестован по обвинению «в участии в антисоветской организации «Возрождение России». На этот раз НКВД не ограничилось арестом одного лишь бывшего царского офицера Вельяминова.
31 марта 1943 года «пришли» и за 17-летним на тот момент Петром. Согласно воспоминаниям драматурга В.С. Фрида, который был арестован вместе с отцом Вельяминова, Петру предъявили то же самое обвинение — участие в антисоветской организации.
Отбыв несколько месяцев в лубянской тюрьме, Петр услышал свой приговор — десять лет лагерей. Вскоре юноша был этапирован в пересыльный лагерь в Котласе.
В Котласе Петра настигла страшная новость: его мать тоже была арестована. Молодой человек испытал тяжелейший шок. Ночью на своих нарах в бараке Вельяминов вскрыл вены осколком бутылки. Другие заключенные услышали хрипы юноши и вызвали охрану. Петра удалось спасти.
Сидеть Вельяминову пришлось в самое тяжелое время, ведь до 1950-х в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Молодой парень оказался среди жестоких бандитов и убийц, и был вынужден быть «на подхвате» у других заключенных.
К счастью, всегда рядом с Петром оказывался человек, который помогал ему, выручал. Сначала это был опытный уголовник по кличке Моряк, затем в жизни Вельяминова появилась женщина.
Друг Петра, Николай Евграфов, писал:
«Женщине-вертухаю он приглянулся, тем и спасся. Любила она его, водила к себе, защищала от блатарей».
Однако Евграфов, по всей видимости, ошибся: женщина та была отнюдь не «вертухаем», а начальницей больницы при лагере. Вот как сам Вельяминов рассказал об этом эпизоде своей жизни:
«Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил.
Я работал на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком. Нормировщик Кармазин, который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего ты пойдёшь в этот джаз? Песенки петь „До свиданья, мама, не горюй“?
Занимайся этой профессией, и ты будешь сыт и пьян». Но я ушёл в оркестр, который сопровождал заключённых на работу, играл на барабане. Музыкальное образование имелось — четыре года музыкальной школы по классу скрипки».
Как бы то ни было, а в оркестре Вельяминову стало несравнимо легче, чем в бригаде плотников.
9 апреля 1952 года Петра Вельяминова, наконец, освободили. В итоге в лагере он провел 9 лет и 9 дней.
Поначалу Петру было предписано жить в Абакане, где он работал на лесосплаве. Примерно через год устроился актером в Абаканский драматический театр.
В 1953-ем Петр получил радостное письмо — его родителей освободили. В ответ Вельяминов поделился с отцом и матерью своим счастьем: в Абакане он женился на местной актрисе Людмиле Алексеевне Нюхаловой, которая родила ему дочь Катю.
Проработав в Абакане три года, Вельяминов перебрался в Тюмень, где был принят в труппу одного из крупнейших театров Русского Севера — Тюменского областного драматического театра.
1956-ой год стал для Вельяминова особо радостным — его родители были окончательно реабилитированы, а Петр мог жить и работать где угодно. Впрочем, к тому моменту Вельяминов уже не стремился в Москву, считая себя актером провинциальных театров.
Новочеркасск, Джержинск, Иваново, Чебоксары, Пермь — в театрах всех этих городов довелось поработать Петру Сергеевичу.
Постоянные переезды плохо сказывались на семейной жизни Вельяминова. Петр и Людмила охладели друг к другу, и в 1962 году — развелись.
Второй супругой Вельяминова стала Галина Гришина, с которой он познакомился в Дзержинске и расписался в 1963-ем. Галина родила Петру Сергеевичу сына Сергея и дочь Ирину.
В начале 70-х Вельяминов стал частью труппы Свердловского драматического театра.
Актеру было уже 44 года, мечты о всесоюзной славе, о съемках в кино он давно оставил. Считал себя самоучкой, и радовался тому, что есть.
Однако и кино, и всесоюзная слава сами настигли Петра Сергеевича.
В 1971 году столичные режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский (оба — уроженцы Свердловска) гостили в родном городе и в Свердловском театре увидели на сцене Петра Вельяминова.
В то время Усов и Краснопольский как раз искали для своего нового многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень» исполнителя главной роли. Усков, едва увидев Вельяминова, шепнул Краснопольскому: «Так вот же Захар Большаков!». Владимир Аркадьевич со своим коллегой полностью согласился.
Так Петр Вельяминов на 45-ом году жизни впервые был приглашен в кино — и сразу на главную роль.
«Тени исчезают в полдень» был показан по Центральному телевидению 14 февраля 1972 года. И это был именно тот случай, когда улицы городов пустели — все смотрели кино.
После премьеры фильма Петр Вельяминов проснулся знаменитым на весь Советский Союз. Актера тут же позвали в Москву, в один из главных театров страны — в «Современник».
Петр Сергеевич твердо решил — еду! Однако жена Галина наотрез отказывалась отправиться с мужем в Москву. К тому времени отношения между супругами сильно охладели, поэтому они довольно легко приняли решение расстаться.
Договорились, что дочь останется с матерью, а 8-летнего на тот момент сына Сережу актер заберет в столицу.
В «Современнике» дела Вельяминова сначала пошли прекрасно. Петр Сергеевич исполнял важные роли, был на хорошем счету. Однако звездный состав труппы до конца не принял «выскочку», из-за чего в 1974-ом году Вельяминов перешел в Театр-студию киноактера.
Однако главным в актерской карьере Петра Сергеевича теперь стало кино. Режиссеры забрасывали Вельяминова предложениями. Оказалось, что сын репрессированного дворянина идеально смотрелся в ролях председателей колхозов, заводских инженеров, капитанов кораблей, военных.
Свой огромный успех Петр Сергеевич закрепил ролью в фильме «Командир счастливой «Щуки».
В 1973 году все те же Владимир Краснопольский и Валерий Усков пригласили Петра Сергеевича на роль Поликарпа Матвеевича Кружилина в телесагу «Вечный зов» по знаменитому эпическому роману Анатолия Иванова.
Казалось, что повторить успех «Теней» невозможно, но «Вечный зов» сделал невероятное. Этот фильм стал одним из самых успешных в истории советского телевидения.
Кроме того, на съемках «Вечного зова» 47-летний Вельяминов познакомился с 40-летней актрисой Галиной Добровольской, которая стала третьей женой Петра Сергеевича.
Этот брак оказался коротким: несмотря на общую профессию, супруги оказались совсем разными людьми. Разошлись мирно, без скандала. Детей у пары не было.
Четвертой женой актера стала Елена Маневич, дочь известного киноведа и сценариста Иосифа Маневича. Елена была на двадцать лет младше Петра Сергеевича и трудилась на «Мосфильме» художником по костюмам.
В первом браке Елена родила сына Михаила, которого Вельяминов усыновил.
В 1984 году Петр Сергеевич снимался в фильме «Челюскинцы» на киностудии «Ленфильм». В Ленинграде 58-летний актер познакомился с 24-летней Татьяной Танаковой, которая была младше на тридцать лет. Татьяна трудилась в банке.
Петр Сергеевич влюбился всей душой, но признаться Елене Иосифовне в измене сил не нашел. Несколько лет Вельяминов жил на две семьи, путешествуя из Москвы в Ленинград.
Лишь в 88 году актер развелся с женой и переехал к Татьяне. Вскоре состоялась свадьба.
Пятый брак Петра Вельяминова был бездетным, но — самым крепким и счастливым. В Татьяне актер нашел ту женщину, что создала ему настоящий покой и уют, помогла забыть те ужасы, что довелось увидеть Петру Сергеевичу на жизненном пути.
Ради жены Вельяминов в 90-е годы окончательно расстался с Москвой, устроился в Петербургский Театр комедии им. Акимова, стал преподавателем кафедры театрального искусства Балтийского института экономики, политики и права.
У супругов было много общих интересов, в том числе, огромная любовь к животным. На даче Вельяминовых под Петербургом было много кошек, собак.
В конце 90-х Татьяна и Петр Сергеевич собрали средства на строительство большого приюта для бродячих животных: этот приют работает и в наше время.
Летом 2009 года Петр Сергеевич сильно простудился. Врачи диагностировали у актера пневмонию. Вельяминова доставили в одну из больниц Санкт-Петербурга, где он скончался на 83 году жизни.
Татьяне Вельяминовой в 2024 году исполнилось 68 лет. Вдова знаменитого актера занимается сохранением памяти и творческого наследия своего супруга, живет в Санкт-Петербурге.