Валентина Талызина: «Я не смогла устоять перед силой этой чувственной волны, нахлынувшей и накрывшей нас с головой». Откровения актрисы

— Бросил, разлюбил… как мне с этим жить?! — актриса лежала на больничной койке и глядела в белый потолок.

Душили слезы, а в памяти возникали кадры из их счастливой жизни и его слова:

— Валечка, выходи за меня! Буду всю жизнь на руках носить.

«Художник, красавец, да еще и москвич! Ну чего ты раздумываешь, Валюша?»

В 1958 году Валентина Талызина окончила ГИТИС, и ее пригласили в Театр имени Моссовета. Для нее это было подарком судьбы, она с трудом поверила в такое счастье: со всего курса отобрали двоих, самых талантливых, Валентину и Вадима Бероева. Омичке Талызиной дали комнату в общежитии, где часто собирались шумные актерские компании.

Весной 1960-го в этой компании оказался первокурсник художественного института имени Василия Сурикова Леня Непомнящий. Хотя парень был моложе Вали на четыре года, она быстро в него влюбилась. Обаятельный и красивый молодой человек не скупился на комплименты, признавшись, что уже видел Валентину в театре, и с тех пор ни о ком другом и думать не может.

— Помню, сказал, что я похожа на хрупкую елочную игрушку, — вспоминала Талызина. — Так необычно… У меня и папа был очень красивый и слабый на красивых женщин: бабник, и женщины его любили за невероятную мужскую харизму.

Очередная интрижка отца Валентины переросла в бурный роман, и он бросил семью, завороженный ослепительной полькой Зосей. Талызина признавалась, что простить этот поступок ей было тяжело.

— Он говорил маме: «Сделай так, чтобы я к ней не ходил!», а мама сказала: «Нет, иди». Все. И именно Зосю отец спасал, когда немцы бомбили Барановичи, а не нас с мамой, — рассказала Валентина Илларионовна.

Спаслись все, Валя с мамой были эвакуированы в Омск, там Талызина после школы два года училась в Омском сельхозинституте, а потом душа не выдержала — рванула в ГИТИС, так ей хотелось стать артисткой.

Когда у актрисы начался роман с Непомнящим и он сделал ей предложение руки и сердца, ее подруги были в восторге.

— Художник, красавец, да еще и москвич! Ну чего ты раздумываешь, Валюша?

Валентину смущало то, что Леонид любил выпить, и на брак она согласилась только через три года. Художник все это время не уставал признаваться ей в любви, да и его родители Валю обожали (отцом Леонида был скрипач Большого театра Михаил Непомнящий).

Переживая за сына, родители надеялись, что он остепенится, а там и внуки пойдут. Молодым они помогли с двухкомнатной кооперативной квартирой.

Однако, Леонид своего пристрастия к спиртному не оставил, и жену пить заставлял, собирая веселые компании художников и актеров.

— Я с ним не спилась только потому, что мой организм пятую рюмку уже не принимал, — признавалась Талызина. — Мне пить — только продукт переводить, не любила я никогда это дело.

«Мы могли бы купаться в деньгах, если бы не Ленина страсть к выпивке»

Актрисе очень хотелось родить ребенка, понимая, что время ускользает. Но забеременеть не получалось.

— Через семь лет, муж вдруг сказал: «Если у нас никого не будет, давай заведем собачку». Ну уж нет, подумала я, никаких собачек! — рассказывала Талызина. — И я пошла к врачу и стала лечиться. Все увенчалось успехом: я забеременела Ксюшей.

Токсикоз был жуткий, меня выворачивало наизнанку. Моя подруга Галя Дятловская называла Ксюшу, которую я вынашивала, пиявкой. Она так и говорила — «наша пиявка».

— Когда я была беременной, я уехала к маме. Я уезжала к маме, потому что вынести Ленины «гастроли» было нельзя, — писала Валентина в своих мемуарах. — Он напивался и падал. Это был ужас, бессонные ночи. Он приезжал, выпивши, становился на колени и прикладывал голову к моему животу. Так он стоял, прислушиваясь, а потом уезжал в свою жизнь, которая у него била ключом.

В марте 1969-го родилась дочь Ксения. Валентина надеялась, что с рождением ребенка муж завяжет с выпивкой. Не тут-то было, Леонид гулял напропалую по-прежнему.

— Отцом Ленька был так себе, — вспоминала актриса. — Никакой особой любви не чувствовалось.

Он, что называется, терпел. Когда я всю ночь не спала, а хотелось хотя бы на два часа отключиться, подкатывала Ксюшу в коляске туда, где спал мой непутевый муж, а сама быстро проваливалась в сон — отрубалась. Девочка потом начинала кричать, в семь утра. Ленька ворчал: «Что ты мне эту дурочку подложила!»

Зарабатывал Непомнящий прилично, он был буквально завален заказами, иллюстрируя книги и рисуя плакаты.

— Мы могли бы купаться в деньгах, если бы не Ленина страсть к выпивке, — рассказывала Валентина. — Однажды он сказал: «Я знаю, что у тебя в заначке есть бутылка». — «Нет, не дам. У меня никакой заначки нет…» — «Я знаю, что есть!» — «Нет, не дам!» — «Ты еще пожалеешь!» А он как раз должен был получить крупную сумму за один заказ.

Ушел из дома, стукнул дверью и три дня не приходил. Я не волновалась: такие загулы случались. Вернулся помятый, с красными, воспаленными глазами. Я налила ему клюквенный морс. Он выпил, а когда я сказала: «Леня, вроде как ты должен был получить деньги?» — ухмыльнулся: «Твоя заначка тебе стоила всех этих денег…» Он был с юмором.

Но Талызина мужа по-прежнему любила и о разводе не помышляла. Даже предложила родить еще одного ребенка.

— А Леня ответил: «Ну если породу не испортишь, родим еще!» Слова хлестнули, как хлыстом, — вздыхала Талызина.

«Я не знаю, когда они перестали пить»

И с этого момента что-то в ней будто надломилось… Весной 1972 года актриса поехала на съемки фильма «Иванов катер». Они продолжались полгода, но к мужу актриса не рвалась. Раньше у нее никогда не было романов на стороне, она хранила супружескую верность.

— Я все пыталась понять, что же произошло на тех съемках, почему нам с Юрой Орловым «снесло крышу»? Наверное, потому, что мы полгода не были дома и все эти месяцы жили в узком, замкнутом мире.

Юра был необыкновенно, немыслимо красив той особой мужской красотой, которая сводит женщин с ума. Я не смогла устоять перед силой этой чувственной волны, нахлынувшей и накрывшей нас с головой.

— Но закончились съемки, и мы с Юрой расстались, — продолжала Талызина. —Он уехал к своей красавице жене Свете в Таллин, где они тогда работали, а я вернулась в Москву.

Леонид за эти полгода нашел себе женщину по имени Татьяна, молодую красивую художницу, и объявил Валентине, что уходит. Разбитую чашку не склеить, но все-таки Талызина пыталась удержать мужа.

— Разумом я понимала, что будущего у нас с Леней нет. Но все-таки просила его: «Подумай, может, не надо, у нас семья, у нас ребенок». Я ведь дала себе слово, что обязательно сохраню отца для своего ребенка, — объясняла актриса. — Безотцовщина — это ужасно.

Но Леня был непреклонен: «Нет, зачем врать друг другу?» Это было его решение. Я однажды даже позвонила Татьяне: «Не уводи отца у ребенка!» Она тогда предложила Лене расстаться, но он не согласился.

После развода Талызиной даже пришлось подлечить нервы, она лежала в больнице полтора месяца.

— Леня с Татьяной поженились, — рассказывала Валентина. — Сначала пили вместе с утра до вечера. Поэтому, наверное, и родили больного ребенка. Я не знаю, когда они перестали пить. Но Татьяне удалось остановиться самой и остановить Леню. В 1991-м они уехали в Мексику.

В Мексике художник тоже не бедствовал благодаря своему таланту, получал массу заказов на иллюстрации и награждался премиями.

В Москву Непомнящие вернулись в 2004 году. Леонид вновь начал общаться с Ксенией, а Валентине нарисовал ее портрет по фотографии.

— Я ему отдала за портрет 2 тысячи долларов. Он же меня всю жизнь упрекал, что я живу с ним ради денег, — объясняла Валентина. — А теперь вот могу сама за портрет заплатить. Вообще, спасибо ему, что тогда ушел. Когда одна осталась и поняла, что могу только на себя полагаться, тогда только и состоялась в профессии.

Валентина Талызина замуж больше не вышла.

— Леня Марков предлагал мне выйти замуж. Однажды сказал: «Мы перевернем с тобой весь театр!» Но он пил, поэтому я не согласилась стать его женой. Были еще увлечения, но все какие-то пьющие попадались.

Почему после развода с Непомнящим больше не вышла замуж? Поняла, что совместить семью и работу невозможно, — объясняла Валентина. — Я не жалею ни о чем. Семейная жизнь — искусство, над которым надо ежедневно трудиться.

А бывшему мужу актриса была даже в какой-то степени благодарна. После развода и больницы ее спасала работа, а ее стали чаще приглашать сниматься.

Сегодня Валентина Талызина — одна из настоящих легенд нашего кино. С ее именем связаны десятки любимых всей страной фильмов, среди которых — «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Уроки французского», «О бедном гусаре замолвите слово», «Афоня», «Женитьба», «Гений», «Петербургские тайны» и прочие.

В послужном списке Народной артистки РСФСР — около 140 ролей в кинематографе и множество театральных работ.

Леонид Непомнящий поддерживал отношения с дочерью. По словам Ксении последние годы он страдал болезнью Альцгеймера. А в ноябре 2023 года художник ушел из жизни в 84 года.

Оцените статью
Валентина Талызина: «Я не смогла устоять перед силой этой чувственной волны, нахлынувшей и накрывшей нас с головой». Откровения актрисы
Были популярны: 50-летние актрисы, чья слава угасла