Три замужества, увольнение из МХАТа и главная роль всей жизни: Непростой путь Людмилы Поргиной к счастью с Николаем Караченцовым

Людмила смотрела на часы, нервно постукивая пальцами по подлокотнику кресла. 23:47. Николай должен был вернуться еще три часа назад. Телефон молчал.

Она в сотый раз набрала его номер. Длинные гудки, и снова автоответчик. Сердце сжалось от дурного предчувствия.

— Где же ты, Коля? — прошептала она, глядя в темноту за окном…

…Людмила с юных лет грезила театром, правда с первого раза не поступила. Пока супруг (замуж она выскочила в 17 лет по наставлению родителей) грыз гранит науки, она устроилась в «Стройбанк». Перебирала ворохи писем и…грезила о сцене. Со второй попытки Поргина таки поступила во МХАТ, а после развелась с мужем, поняв, что переросла их отношения.

Но долго горевать Людмила не стала. Уже на втором курсе она снова вышла замуж — на этот раз по залету. Все это происходило во время съемок в Ялте. Новоиспеченный супруг оказался каскадером и к тому же бандитом. Этот брак также просуществовал недолго. Людмила в очередной раз собрала вещички и с тем же чемоданом вернулась к родителям.

Уход из театра

В школе-студии МХАТ Поргина считалась одной из самых талантливых учениц. Сама Алла Константиновна Тарасова души не чаяла в юном даровании и прочила ей ведущие роли.

Но, увы, головокружительная карьера Людмилы во МХАТе оборвалась, так и не начавшись. Из-за нелепого недоразумения (она в очередной раз опоздала на спектакль, а потом закатила скандал) — вспыльчивую актрису уволили из театра.

Многие сокурсники и друзья на комсомольском собрании призывали «гнать Поргину из МХАТа» за разгульный образ жизни, постоянные замужества и прогулы. Людмила не могла поверить в такое предательство тех, кому она помогала с учебой, с кем играла на сцене…

Первая встреча с Колей Караченцовым произошла на просмотре спектакля «Музыка на одиннадцатом этаже». Стоило ему выбежать на сцену вслед за Збруевым, как Поргина пропала. Этот «притягательный, похожий на обезьяну» парень с губищами, глазищами и голосищем сразил её наповал! Она в ту же секунду решила — он будет её следующим мужем.

Роман с Караченцовым

«Любовь нечаянно нагрянет» — это про Людмилу и Николая. Сначала украдкой, а потом и не таясь, они бегали целоваться в укромные уголки «Ленкома». Хотя какое там «не таясь»! Страсть накрыла влюбленных с головой. Караченцов даже умудрялся целовать Поргину за кулисами, играя любовь на сцене с Инной Чуриковой. Бедная партнерша ревновала и обижалась — вжилась в образ, а он, поди ж ты, бегает к другой!

Марк Захаров первым почуял неладное. Ему даже пришлось снять Людмилу с роли: уж больно сильно её накрыло, не могла сосредоточиться на работе.

«Неужели вы настолько счастливы, Людмила Андреевна, что даже не способны сыграть трагедию?» — вопрошал режиссер. Он как в воду глядел. Поргина витала в облаках и грезила о замужестве.

Но Караченцов не спешил к алтарю. Два года влюбленные встречались, не оформляя отношения. Видимо, Коле было удобнее жить холостяком.

Но в какой-то момент терпению пришел конец. Поргина выдвинула ультиматум — или свадьба, или она уходит к другому! И Коля сдался.

Свадьбу сыграли 1 августа. На торжество в тесную квартиру родителей Людмилы набился весь «Ленком». Мама невесты в ЗАГС идти отказалась — сколько ж можно, в конце концов! Платье принесла костюмерша, туфли на два размера больше одолжила подруга. Родители, вздыхая, снова купили молодым все — от ложек до ковров. И начались семейные будни…

Вскоре у пары родился сын Андрей, вылитый Караченцов! Николай, будучи образцовым папашей, самолично нянчился с малышом, когда Люда слегла после родов. Он менял памперсы, ночами качал люльку и даже научился пеленать кроху на игрушечном мишке! Забросил ради этого все съемки. Людмила поняла — вот оно, настоящее счастье.

Но безоблачную семейную идиллию то и дело омрачали поклонницы звездного мужа. Караченцову со всей страны мешками слали любовные послания. Но это полбеды! Одержимые фанатки селились в подъезде четы актеров, дежурили у служебного входа «Ленкома», объявляли себя женами и любовницами Николая, закатывали скандалы, угрожали расправой его «законной»!

Ходили упорные слухи о романах Караченцова с партнершами по театру и кино — Еленой Шаниной, Ольгой Кабо… Их «мужа» даже подозревали в связи с Пугачевой!

Но Людмила стойко держала удар. У самой Шаниной она как-то прямо спросила: «Ну что, была у вас с Колей любовь или нет?»

«Ой, да брось ты! Сплетни все это!» — отмахнулась партнерша мужа.

Хотя один раз Люда была почти уверена в предательстве благоверного. На именинах Кабо он оказался в числе гостей. А саму Поргину Ольга почему-то не позвала… Но выяснять отношения жена не стала. Как потом признавался Караченцов, он был благодарен Люде, что она не закатила скандал и сохранила их брак.

Хотя однажды дело почти дошло до развода. Николай обиделся на жену, решив, что она его предала. Почти месяц супруги не разговаривали, а Людмила с сыном жила у родителей. В театре многие шептались — неужели Караченцов бросит жену? Говорили, он мрачнее тучи ходит.

А Людмила места себе не находила. Как же так? Неужели конец их любви?

В отчаянии бросилась в церковь. До утра молилась, просила у Бога совета и сил пережить разлуку с любимым. И ночью ей приснился вещий сон, который она потом в красках пересказывала подругам.

Там было все — и полет над Америкой в образе булгаковской Маргариты, и встреча с Девой Марией, и явление самого Христа с апостолами. Господь будто бы напутствовал её — рассчитывай, мол, только на себя, Людмила!

Проснувшись с удивительно легким сердцем, Поргина села писать мужу письмо. Тезис за тезисом, пункт за пунктом выводила дрожащей рукой: почему она не может без него жить, как сильно любит, что готова ради него сделать и вытерпеть…

Караченцов растрогался, читая исповедь жены. И нашел в себе силы сказать: «Я тоже люблю тебя, девонька!» Так Людмила сумела сохранить и спасти их семью.

Творческая жизнь и испытания

Людмила и Николай не только строили семейное гнездышко, но и много играли вместе. На сцене «Ленкома» они были задействованы в главных постановках. Дружба четы Караченцовых с самим Пьером Карденом привела театр на грандиозные гастроли в Париж.

Николай выкладывался на полную катушку — играл «Юнону и Авось» на износ, срывая голос. А Людмила оказалась на подхвате — её с загипсованной ногой возили за кулисами на матрасе! И все ради того, чтобы быть рядом с мужем, который «не мог без неё».

Французская публика принимала «русскую звезду» с восторгом! На приеме в «Мулен Руж» мадам Поргина в шикарных мехах и перчатках под руку с самим Карденом гордо позировала на костылях. А потом лихо отшвыривала их и падала на руки галантных французских кавалеров. Под аплодисменты и вопли «браво»!

Дома в Москве Людмиле иногда приходилось устраивать посиделки с актрисами «Ленкома». Те жаловались ей на закулисные дрязги и просили совета в любовных делах.

«Девочки, главное — это любовь, не приносите себя в жертву сцене!» — учила их мудрая Поргина.

Сама она свой выбор сделала — быть одной ролью, но зато главной в жизни своего мужа. Амбиции и обиды из-за отсутствия ролей Людмила старалась в себе подавлять. Хотя порой и срывалась на Захарова — отчего ж не дает играть, неужели она бездарность?

«Девонька, нет ролей — и не надо, у тебя есть я и Андрюша!» — утешал жену Коля.

Потрясением для четы Караченцовых стала тяжелая болезнь Николая. Он слег с высоченной температурой, и кремлевские эскулапы только разводили руками. Людмила очень переживала, но держалась из последних сил. Днями и ночами сидела у постели мужа, выхаживала его, как младенца.

Ей пришлось стать сиделкой, медсестрой и реабилитологом в одном лице. Поргина не отходила от Караченцова ни на шаг, контролируя каждый его вздох.

А потом на семью обрушилось еще одно несчастье — от рака скончалась мама Людмилы, Надежда Степановна. Николай, узнав страшную весть, тут же сорвался в Москву. В ту роковую ночь 27 февраля 2005-го все было против него — стресс от потери любимой тещи, скользкая дорога, превышение скорости, не пристёгнутый в спешке ремень безопасности…

На Мичуринском проспекте, перед железнодорожным переездом, актер резко затормозил. Машину занесло, закрутило и швырнуло сначала на бордюр, а потом в фонарный столб.

26 дней Караченцов пролежал в коме. Врачи сделали что могли, но чуда не случилось. Энергичный, сильный, талантливый артист, кумир миллионов был навсегда потерян. Происшествие превратило его «в овощ» — не способный говорить, двигаться, себя обслуживать.

Людмила не сдавалась. Она решила вытащить мужа любой ценой. Повезла его лечить в лучшие клиники Израиля и Китая, отдавая последние деньги. Выхаживала, как малое дитя — кормила с ложечки, меняла памперсы, делала массажи, учила говорить. Заново, по слогам и звукам…

Поргина верила — Николаю нужна не тишина и покой, а людское общение, творческая атмосфера, привычная актерская суета. Она вытаскивала его, полупарализованного, на сборные концерты, творческие вечера, презентации. С залом здоровался, естественно, не он, а Людмила. Караченцов сидел в инвалидном кресле с остекленевшим взглядом и отвисшей челюстью…

Многим это казалось дикостью и надругательством над больным человеком. Поргину обвиняли в желании нажиться на болезни мужа, выжать из его славы последние соки. Мол, кому ты будешь нужна, когда его не станет? Но Людмила была непреклонна! Общение — вот лучшее лекарство для души.

Продолжались все это еще долгих 12 лет. За это время Караченцов успел сняться в паре эпизодов, где играл самого себя — едва говорящего, физически слабого человека. Было больно и страшно видеть его таким. Глыба, кумир, мачо — и вдруг беспомощный и жалкий…

Судьба словно смеялась над актером. Ровно через 12 лет после первого несчастья, день в день, 27 февраля 2017-го Караченцов вновь попал в происшествие. На этот раз за рулем была сама Поргина. Они ехали с дачи, и их автомобиль Toyota столкнулся с грузовой «Газелью».

Нумерологи считают, что жизнь каждого человека неразрывно связана с цифрами и датами. Глядя на путь Караченцова, веришь в это. 27 октября он родился. 27 февраля попал в первое происшествие. Второе — тоже 27-го! А скончался актер 26 октября, за день до своего 74-летия.

Николай Караченцов навсегда останется в нашей памяти импозантным красавцем, лихим ковбоем, блистательным графом Резановым — сильным, смелым, азартным. А не сломленным болезнью стариком.

Людмила не замкнулась в своем горе, а нашла силы жить дальше и нести в мир свет и добро.

В мае 2021 года, спустя три года после ухода Николая Караченцова, Людмила Андреевна организовала через Культурный фонд его имени грандиозный юбилейный вечер в честь 90-летия поэта Юрия Ряшенцева. Этот замечательный автор был другом семьи, его стихи не раз исполнял сам Николай.

На вечере в Московском Доме книги собрался весь цвет российской культуры. А сама Поргина впервые за долгое время вышла на сцену и читала поэзию Ряшенцева. Ту самую, которую когда-то декламировал её муж. Это был трогательный жест любви и памяти.

А в январе 2022-го, после многолетнего перерыва 73-летняя Людмила Андреевна вернулась на подмостки родного «Ленкома». Героически, через боль и слезы, играла эпизоды в легендарных спектаклях «Юнона и Авось» и «Поминальная молитва». Каждый её выход — это посвящение Николаю, продолжение их общего дела, торжество жизни над смертью.

Увы, в ноябре 2023-го Поргина окончательно покинула театр. Силы уже не те, здоровье подводит. Но самое главное она сделала — не сдалась, не опустила руки, а продолжала жить и творить. Ради себя, ради мужа, ради благодарных зрителей.

Оцените статью
Три замужества, увольнение из МХАТа и главная роль всей жизни: Непростой путь Людмилы Поргиной к счастью с Николаем Караченцовым
Уехал в Израиль за счастьем, а попал в приют для бездомных. Судьба мужа Елены Сафоновой (бывшего), актёра Виталия Юшкова