«Надо было срочно выдать 30-л. балерину замуж, т.к. по Москве шли слухи о ее распущенности»: любовные пируэты Майи Плисецкой

— Со мной Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу ни дала, — писала Майя Плисецкая.

Возможно, все так и было. Хотя теория о том, что они были любовниками, жива до сих пор…

Испытания судьбы

Майя Плисецкая родилась в уникальной семье. Со стороны матери в семействе Мессереров из восьми детей пятеро посвятили себя искусству, в том числе и мать Майи — Рахиль. После окончания Государственной школы кинематографии (ВГИК) она стала звездой немого кино.

Еще учась в институте, познакомилась с братом однокурсника Володи Плисецкого — обаятельным и веселым Михаилом. Чуть позже стала его женой. В семье родились дети Майя и Алик. После чего Рахиль оставила карьеру.

Когда мужа назначили генеральным консулом СССР на Шпицбергене, Плисецкие отправились в Арктику и прожили там несколько лет. В 1935 году Михаила перевели обратно в Москву. Здесь у них родился третий ребенок —Азарий. А через два года Плисецкого-старшего арестовали по ложному обвинению. Еще через год вместе с младшим сыном увезли в Бутырку и Рахиль.

К счастью, в момент ареста дома не оказалось старших детей, иначе их отправили бы в детский дом. Племянников приютила сестра матери Суламифь, к тому времени уже прима-балерина Большого театра.

Именно она добилась прекращения дела против Рахиль, и в апреле 1941-го мать с сыном смогли вернуться в Москву. А вот о судьбе своего мужа женщина ничего не знала почти двадцать лет, пока не получила официальный документ о его смерти «от воспаления легких». Замуж она так больше и не вышла.

Мировая слава

Любовь к балету Майе привила ее тетушка Суламифь. В хореографическое училище принимали детей старше восьми лет, но та уговорила комиссию принять девочку раньше. После его окончания Майя вошла в труппу Большого театра и благодаря своему упорству, трудолюбию и таланту смогла дорасти до статуса прима-балерины.

Плисецкая, которой начали давать сольные партии, несколько раз побывала вместе с гастролями в США, Англии, Франции и многих других странах. Однажды ей довелось работать с великим педагогом того времени Агриппиной Вагановой. Это она предложила молодой балерине поставить «Лебединое озеро». Да еще и сделать это так, чтоб «чертям тошно стало».

Плисецкая танцевала «Лебединое озеро» более 800 раз, исполняя роль Одилии в течение 30 лет.

От увлечений до брака

Друзья говорили о Майе, что она чересчур влюбчива. Враги, что гуляет направо и налево. Еще в ранней юности она увлеклась своим партнером Славой Голубиным. Какое-то время они танцевали в «Лебедином озере», но на одной из репетиций балерина случайно сломала ему локтем нос.

Молодому человеку диагностировали открытый перелом, после чего их амурные дела сошли на нет. А сам талантливый танцовщик спился и в 29 лет покончил с собой.

Вторая попытка балерины завязать серьезные отношения завершилась свадьбой. Майе было 30, когда она впервые увидела 19-летнего Мариса Лиепу, приехавшего в Москву на гастроли с рижским балетом. Это не была любовь с первого взгляда. Скорей спортивный интерес.

Высокий, красивый, с каким-то нездешним лоском латыш сначала стал ее партнером на сцене. Через несколько месяцев они поженились. О том, что молодые люди расписались, родственники узнали только тогда, когда Майя привела новоиспеченного мужа в родительский дом:

— Поздравьте нас, мы поженились! — с порога заявила она.

— С таким не поздравляют, — фыркнула Рахиль, понимая, что этот брак долго не продлится.

Как в воду глядела. По документам он просуществовал три месяца. В действительности же супруги продержались вместе всего пару недель. Уж слишком разными они оказались.

Судьбоносная встреча

22-летнего выпускника Московской консерватории, начинающего композитора Родиона Щедрина 29-летняя Майя впервые увидела в квартире легендарной Лили Брик. Последняя не могла не обожать балерину. И — наоборот. Эти две женщины имели слишком много общего: сами выбирали, кого любить, а про кого счастливо и быстро забыть.

В то время Майя переживала настоящую травлю со стороны советского Минкульта. Её не брали с Большим театром за границу. Со стороны КГБ шла слежка. И тогда Брик разработала целый план, как помочь подруге сделаться выездной. Надо было срочно выдать ее замуж, так как по Москве вовсю шли слухи о сексуальной распущенности Плисецкой.

Можно сказать, что участь Щедрина была в известной мере предрешена. Однако химии между балериной и композитором в тот вечер не случилось. «Искра проскочила», но тут же затухла. Родион весь вечер играл гостям свои сочинения. А в конце стал развозить их по домам на личной «Победе», купленной на гонорар за музыку к фильму «Высота». Новую знакомую повез последней.

Всю дорогу молодой человек мучительно пытался завести с балериной беседу, стремясь преодолеть неловкость. Она же, казалось, была погружена в свои мысли и не обращала на парня никакого внимания, что добавляло между ними напряжения.

— Знаете что, Родион,- вдруг прервала молчание Майя. — Давайте вместе поработаем?! Вы запишете с пластинки ноты музыкальной темы из чаплиновского фильма «Огни рампы», а я поставлю по нему танцевальный номер.

Через несколько дней Щедрин прислал ей партитуру, но танец света так и не увидел. Да и сама Плисецкая отдалялась все дальше, так по сути, и не приблизившись. В каждом новом разговоре с ней Родион чувствовал, как растет между ними невидимая преграда, хотя в душе маленькая надежда еще теплилась.

— Может быть, проведем вместе отпуск?- однажды предложил он ей.

— Какой прыткий, — удивилась Майя, чуть наморщив лоб, — вы ведь меня совсем не знаете.

Второе дыхание любви

Они встретились вновь только через три года. Щедрин пришел на премьеру «Спартака», а после позвонил балерине и рассыпался в комплиментах. В то время перспективный композитор работал над «Коньком-Горбунком» для Большого театра и напросился к Плисецкой на репетиции.

Едва рыжеволосая бестия предстала перед Родионом в обтягивающем прелестную фигуру черном трико, он буквально сошел с ума от страсти. И уже следующим вечером они вместе катались по Москве, а потом умчались в отпуск в Карелию. Затем в Сочи. Здесь Майя узнала, что беременна. О том, что она не будет рожать, решила сразу. Щедрин без восторга, но согласился.

Они поженились, когда ей было почти 33, ему — 26. На этом настояла Плисецкая, будучи уверенная в том, что после брака с уже признанным и популярным композитором с нее снимут клеймо неблагонадежности, и она сможет выезжать на зарубежные гастроли.

— Сегодня признаюсь, что это была моя инициатива. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали…, — писала Майя в автобиографии.

Так и вышло. Родион умел дружить с власть имущими. Когда в 1966 году Майя вместе с другими видными деятелями культуры и науки подписала письмо против реабилитации Сталина, случился скандал. Балерине опять угрожала опала. Однако и в этот раз муж оказался рядом.

Слухи и страсти

А вот в фантастических рассказах о романах примы брак с Родионом точку не поставил. Ей приписывали любовную связь с дипломатом Джоном Морганом, работавшим в посольстве Англии в Москве; с актером Андреем Мироновым; с партнерами по сцене Михаилом Цивиным и Николаем Фадеечевым.

Сама Майя Михайловна эти слухи не комментировала. А ее супруг только с улыбкой кивал:

— У меня потрясающий вкус, я могу понять мужчин, которые, когда Майю видят, сходят с ума. Я сам в свое время сошел с ума!

Один из ее романов мог вполне прогреметь аж на два континента. Сама же Плисецкая называла отношения с Робертом Кеннеди дружбой. С младшим братом американского президента она познакомилась в США во время гастролей Большого театра. Тот влюбился, как мальчишка, и пытался за ней ухаживать, присылая то цветы, то вино, то украшения.

— Она настолько эмоциональным была человеком, что ей требовалась подпитка. Для вдохновения. В балетных кругах, конечно, ее за такое поведение осуждали, — рассказывала балерина Наталья Касаткина.

Сейчас мы уже, скорей всего, не узнаем всей правды. Наверное, за пятьдесят семь лет совместной жизни бывало всякое. Но это ничего не меняло в отношениях Плисецкой и Щедрина. Она осталась с мужем. Не оставил ее и Родион. Хотя у него тоже случился роман на стороне, закончившийся, увы, весьма трагично…

Любовный треугольник

С суперзвездой немецкоязычного кинематографа Марией Шелл Роберт познакомился в Мюнхене. В этом городе он жид некоторое время, так как здесь находилось издательство, публиковавшее его произведения. Со временем Мария даже подарила возлюбленному музыкальную студию в Мюнхене. А после и квартиру, где частенько любила бывать и Майя.

Так случилось, что балерина и актриса стали подругами. Да, так бывает. Даже в оковах любовного треугольника они довольно искренне общались. Вот только все это время Мария верила, что они с любимым будут вместе.

А как иначе? Красавица, звезда мирового кинематографа привыкла получать то, что хотела. И тех, кто ей нравился. Тем более Родион обещал развестись и клялся в любви до гроба. В какой-то момент даже уехал для окончательного разговора с женой. Обещал вернуться через пять дней, уже навсегда. И пропал — тоже навсегда.

Мария ждала. Ежедневные строки ее дневника, написанные как под копирку, были похожи на заклинания: «Даже не позвонил. Но я верю — все будет хорошо. Он вернется. Надежда умирает последней».

Но надежда Марию оставила. В один из вечеров актриса попросила обслуживающий персонал покинуть ее мюнхенский особняк, написала записку с просьбой никого не винить и выпила шестьдесят таблеток, предназначенных для борьбы с бессонницей.

Ее нашли только через два дня. К счастью, живой. Десять дней врачи боролись за жизнь Шелл и смогли спасти. Правда, эта история навсегда повредила ее рассудок.

Жизнь, карьера и трепетная любовь

Наверное, когда оба супруга — гении, между ними может случиться что-то такое, что не предназначено для посторонних глаз. Но одну свою боль Родион не скрывал.

Еще долго после свадьбы композитор надеялся, что в их паре найдется место и для третьего — их с Майей ребенка. Но каждый раз слышал примерно следующее:

— Успеем. Вот станцую это, отрепетирую то.

Уже позже Плисецкая не раз признавалась, что ни о чем не жалеет. Всю жизнь она считала: будь у них хотя бы один ребенок, ее жизнь сложилась бы совсем иначе. Она жила бы только ради него, думала только о нем. Пропустила бы очень много важного в своей карьере. В конце концов, испортила бы свою безупречную фигуру.

— Риск был огромен. И я не рискнула, — отмечала прима.

Одна из коллег балерины, многие годы с ней проработавшая, Сусанна Звягина как-то сказала, что Плисецкая делала карьеру, а муж её «подпирал».

Да, зачастую имя Щедрина можно услышать только в связке с его всемирно известной супругой. Но и сам композитор при жизни приобрел статус классика. Он написал семь опер, пять балетов, три симфонии, 14 концертов, многочисленные произведения камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, которую и сегодня исполняют в самых разных странах.

Его авторству принадлежит песня «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники») из кинофильма «Высота» и знаменитая «Кармен-сюита», которую Щедрин написал всего за 20 дней. С середины 70-х карьера Плисецкой в Большом театре во многом зависела от мужа. Она исполняла только то, что он сочинял.

Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет в Мюнхене. Согласно завещанию, прах балерины будет развеян в России вместе с прахом ее гениального мужа.

Оцените статью
«Надо было срочно выдать 30-л. балерину замуж, т.к. по Москве шли слухи о ее распущенности»: любовные пируэты Майи Плисецкой
«Роман с женатым актером, внебрачная дочь и тайный брак»: что еще известно о прекрасной актрисе и телеведущей — 42-летней Юлии Зиминой