Женя из к/ф «Тимур и его команда»: отказалась быть пионеркой и бросила школу. История жизни актрисы Екатерины Деревщиковой

Парадокс: самая известная пионерка страны на самом деле никогда не носила алый галстук. Екатерина Деревщикова стала известной в 12 лет, сыграв роль пионерки Жени в культовом фильме «Тимур и его команда». Спустя шесть лет её ждал новый успех — роль в фильме-сказке «Каменный цветок», после чего ей даже предлагали работу в Голливуде. Давайте проследим, как сложилась судьба этой актрисы.

Творческий путь

Путь к известности начался в 1939 году, когда маленькая Екатерина с неподдельной искренностью сыграла свою первую роль в драме «Личное дело» по произведению Аркадия Гайдара. Когда Гайдар писал сценарий для фильма «Тимур и его команда», он видел перед собой именно Екатерину — весёлую, энергичную, активную девочку.

Образ Жени был словно списан с неё, и Екатерине даже не пришлось особо вживаться в роль.

Казалось, писатель вложил в этот сценарий частичку своей души, ведь имена главных героев были выбраны им неслучайно. Тимуром звали его собственного сына, который, кстати, тоже пробовался на эту роль. А Женей звали дочь второй жены писателя, которую он любил как родную.

Фильм, снятый за удивительно короткий срок — всего два месяца, вышел на экраны в канун Нового 1941 года. Этот день стал началом новой жизни для Екатерины, вдруг оказавшейся в эпицентре невероятной популярности!

Её засыпали письмами, просили совета по организации тимуровских отрядов, у дверей дома толпились поклонники, а из дальних уголков страны приезжали незваные гости, стремящиеся познакомиться с ней лично. И Екатерина не могла отказать во встрече, принимая их в тесной коммуналке, где тогда проживала.

Трудное детство

В то время как ровесники Екатерины с энтузиазмом вступали в ряды пионеров и комсомольцев, она оставалась в стороне.

Дело в том, что Екатерина была дочерью дипломата, который служил в Турции. В 1934 году его вызвали на родину и, обвинив в государственной измене, сослали на Соловки, где он подхватил тиф. Екатерина с матерью успели навестить его и застать в живых, после чего его не стало. Можно только догадываться, что творилось в душе ребенка, потерявшего отца при таких обстоятельствах.

Чтобы избежать преследований и защитить дочь, мать Екатерины вскоре снова вышла замуж и сменила фамилию. Дед по отцовской линии, напуганный происходящим, убедил внучку не вступать в пионеры. Ведь если бы правда о её отце всплыла, последствия могли быть самыми непредсказуемыми.

— Никаких пионеров! Если узнают, что твой отец — враг народа, у тебя будут крупные неприятности, — говорил дед.

Так, не по своей воле, маленькая актриса, кумир школьников и пример для подражания, отказалась вступать в пионеры и оказалась оторванной от сверстников, вынужденная скрывать правду о своей семье. После уроков она спешила домой, избегая любых личных разговоров. К счастью, учителя не настаивали на том, чтобы она стала пионеркой.

Образование

Несмотря на трудности, Екатерина продолжала сниматься. Через два года она вновь сыграла Женю в фильме «Клятва Тимура», подтвердив свой актёрский талант. А вот учёба страдала. Екатерина и так не была прилежной ученицей, а на съёмках и вовсе вместо неё делали уроки педагоги, приглашённые заниматься с детьми-актёрами.

Будучи девятиклассницей, она позволяла себе и вольности во внешнем виде. Однажды директор, заметив на её юном лице излишек косметики, поставил жёсткое условие: «Или школа, или ресницы». Выбор был сделан в пользу ресниц, а вместе с ними — и вольной жизни.

Бросив школу, Екатерина с головой окунулась в беззаботную жизнь: кино, кафе, прогулки… Однажды судьба свела её с худруком студии киноактёра. Узнав, что девушка нигде не учится, он, не раздумывая, написал записку и направил её во ВГИК, прямо на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.

Во ВГИК она дошла лишь к ноябрю, чем изрядно удивила Сергея Аполлинарьевича. Тем не менее, он принял её на свой курс, где уже учились Клара Лучко, Сергей Бондарчук и другие будущие известные артисты. Казалось, всё улажено.

Но вдруг один из преподавателей поинтересовался её школьным аттестатом, которого у неё не было. Пришлось незамедлительно обратиться в школу-экстернат, где за определённую плату Екатерине изготовили необходимый документ.

Во время учёбы Екатерина исполнила ещё одну знаковую роль — невесту Данилы-мастера в сказке «Каменный цветок». Павел Бажов, автор произведения, лично настоял на её кандидатуре, хотя режиссёр имел другие планы.

На съёмках, по словам Екатерины, она столкнулась с ревностью Тамары Макаровой (та играла Хозяйку Медной горы) к своему мужу, которая позаботилась о том, чтобы молодые актёры остались без Ленинских премий, аргументируя тем, что всё ещё впереди. Впрочем, Екатерина, никогда не гнавшаяся за славой и наградами, не стала копить обиду на свою преподавательницу.

Личная жизнь

После этого фильма Деревщикова снялась в фильме «Центр нападения», где сыграла свою последнюю главную роль. На съёмках она познакомилась с режиссёром Игорем Земгано, с которым у них начался роман. Несмотря на разницу в возрасте 26 лет, их чувства оказались искренними, и вскоре они поженились.

Её супруг был человеком обеспеченным, и Екатерина могла позволить себе не гнаться за ролями в кино, тем более что достойных предложений от киностудии им. Довженко не поступало. Екатерина играла в драмтеатре, а в 1950 году у неё родился сын Фёдор.

Её муж возглавил театр оперетты, денег появилось больше, и семья переселилась в большую квартиру, где помощь им оказывали домработницы.

Жизнь казалась налаженной, но счастье было недолговечным: деньги и положение сыграли злую шутку с её мужем. Игорь начал пить, всё чаще проводил время с друзьями на банкетах, и спустя 12 лет брака Екатерина приняла решение о разводе.

Возвращение в Москву

Вернувшись в Москву, Екатерина пыталась найти себя в театральном искусстве, но подходящей работы не было. Она выступала на концертах, посещала интернаты и больницы, стараясь найти хоть какое-то занятие, чтобы не оставаться без дела и заработать хоть какую-то копейку. Эти выступления приносили ей моральное удовлетворение, ведь она знала, что её творчество всё ещё способно дарить людям радость.

Однажды актрису заметил Сергей Образцов и предложил работу в его театре кукол. Предложение было неожиданным, и Екатерина, никогда не представлявшая себя в таком амплуа, поначалу засомневалась. Театр кукол был для неё чем-то совершенно новым, она никогда там не была и не знала, как её талант сможет реализоваться в этом искусстве.

Но согласилась – и не прогадала! Много лет Деревщикова отдала театру Образцова, объездив с гастролями полмира.

Её талант и трудолюбие были отмечены по достоинству: в 1999 году она получила звание Заслуженной артистки России.

Иногда кинематограф напоминал о себе звонками с киностудий. Но времена юных героинь миновали, теперь ей предлагали лишь роли постарше. И Екатерина, взвесив всё, сделала свой выбор: она навсегда отказалась от карьеры в кино, решив, что лучше остаться в памяти зрителей молодой и красивой, чем появляться на экране в образе старой тётушки. Она не хотела, чтобы её образ ассоциировался со старостью и увяданием.

Личная жизнь и потери

В 43 года актриса вновь решилась открыть сердце любви. В далекой Польше, на родине матери, она встретила Петра Щчесьневского, философа, младше её на десять лет. Двенадцать лет они жили на две страны, наслаждаясь редкими, но оттого ещё более ценными встречами.

Наконец Пётр переехал в Москву, они расписались и хотели обвенчаться. Но судьба распорядилась иначе. Неожиданная болезнь, поздно поставленный диагноз — рак горла — и через месяц Петра не стало. Эта потеря стала для Екатерины тяжёлым ударом, и она долго не могла прийти в себя.

Сын Екатерины, Фёдор, стал художником-реставратором и писал иконы. Он посвятил свою жизнь искусству, но судьба оказалась к нему жестокой. Однажды он отправился в Тамбов расписывать купола храма. Условия, в которых ему и другим парням пришлось работать, оказались просто ужасными.

Работников поселили в сарае, где приходилось ютиться в тесноте и антисанитарии, и есть из одной миски. Результат не заставил себя ждать: уже через месяц все оказались на больничных койках с диагнозом «гепатит». Двое человек, в том числе и 35-летний Фёдор, не смогли справиться с болезнью.

Потеряв и сына, и мужа, Екатерина осталась одна. Её жизнь завершилась в 2006 году, когда ей было 77 лет. Несмотря на все испытания, она не опускала руки и продолжала жить. Её сила духа и способность прощать помогали ей преодолевать трудности, и она до конца своих дней оставалась верной себе.

Оцените статью
Женя из к/ф «Тимур и его команда»: отказалась быть пионеркой и бросила школу. История жизни актрисы Екатерины Деревщиковой
Одинокая и всеми любимая: судьба музы Тарковского и Кончаловского, актрисы Марианны Вертинской