«Я, оглушенный, понял, что женщины такой красоты еще не видел никогда». Как Гафт объяснял, почему отдал супругу влюбленному в нее сопернику

— Мужчины останавливались на улице, видя мою Алену! — вспоминал Гафт. — А женщины — кто завистливо фыркал, провожая ее взглядом, кто пытался запомнить фасоны ее восхитительных нарядов. Я сам не уставал любоваться моей супругой!

Почему же Валентин Гафт якобы даже обрадовался, когда узнал, что внимания его Алены добивается видный и состоявшийся в своей профессии мужчина?

Елена Изергина была девушкой из интеллигентной семьи, ее дедушка Петр Изергин являлся известнейшим профессором, директором детского санатория имени Боброва в Алупке, который называли просто Бобровкой.

Есть легенда, что Корней Чуковский придумал «доброго доктора Айболита», увидев Изергина: тот пытался спасти от страшной болезни дочь поэта Мурочку. Но это не так, потому что сказка вышла в 1929 году — до того, как девочку привезли в санаторий.

Сестра бабушки Изергиной, актриса Елена Лешковская, была примой Малого театра, и Елена с малых лет мечтала тоже служить в театре. Однако, у девочки обнаружились способности иного рода: она окончила Московское театрально-художественное училище, получив профессию художника-бутафора. Изергина успела поработать на «Мосфильме», но серьезно заболела.

Судьба ей улыбнулась в лице заместителя главного художника Общесоюзного дома моделей одежды Аллы Левашевой, предложившей девушке попробовать себя в качестве манекенщицы. Изергина сразу же стала выезжать за границу, и ее карьера сложилась очень успешно!

Гафт познакомился с Еленой в начале 1958-го.

— Я влюбился мгновенно! Такой мощный удар прямо в сердце испытал, — рассказывал актер. — Мне было 23, а Алене на полтора года больше. За ней ухаживали известные люди, но она была недотрогой! А я — молодой и смелый, не побоялся конкуренции и ринулся на абордаж.

Денег у Валентина не водилось, он продавал свои вещи, чтобы дарить девушке цветы и конфеты. Но Елена меркантильной не была, и ей, и ее маме нравился приятный молодой человек, умевший поддержать беседу и рассказать много интересного об актерской среде. Однажды Гафт пригласил мать и дочь в Театр Сатиры на спектакль «Тень», в котором впервые играл Ученого.

— В период, когда меня выгнали из Театра имени Моссовета, я маялся и снимался в небольших ролях в разных кинофильмах.

В картине «Русский сувенир», которую ставил Григорий Александров, я, естественно, познакомился со всеми, кто там снимался: Эрастом Гариным, Алексеем Поповым, Любовью Орловой. Однажды Гарин предложил: «Молодой человек, не сыграете ли вы у меня в Театре сатиры роль Ученого в пьесе «Тень» — артист запил».

Но Валентина ждали ужас и позор!

— Играл весь цвет театра: Анатолий Папанов, Евгений Весник, Ольга Аросева, Зоя Зелинская. Я так нервничал, что свои реплики чуть ли не шептал, — вспоминал Гафт. — Перепутал Аросеву с Зелинской, они запаниковали!

А когда я поднялся на балкон, гвозди, державшие его, отогнулись, и вся конструкция вместе со мной рухнула в оркестровую яму. К счастью, мне удалось зацепиться за решетку и вылезти обратно на сцену. Зал уже умирал от смеха!

Свой дебют в спектакле актер провалил, и в театр его не взяли, но своим родителям и невесте Гафт врал, что оставлен на испытательный срок. Когда правда открылась, Елена неожиданно поддержала Валентина.

— Не расстраивайся, Валя! — сказала Изергина. — Ты так оживил происходящее на сцене, у тебя определенно есть талант! Попытаешь счастья в другом театре, вот увидишь, все у тебя еще будет.

И Гафт послушал девушку, хотя в его доме состоялся семейный совет и родные огласили противоположное мнение.

— Надо спасать Валю! Срочно подыскиваем ему другую работу, пусть сменит профессию, — переживали родственники.

Но Гафт упрямо искал свой театр.

— Вообще-то Гафта можно было тогда назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал почти все театры Москвы: театр Гончарова на Спартаковской, театр Ленинского комсомола, Театр сатиры, Театр на Малой Бронной и какие-то еще, причем в некоторых по нескольку раз. Уходил, приходил, менял театры, — рассказывал актер Игорь Кваша.

Лишь в 1969 году Гафт окажется в «Современнике» и больше уже никуда не уйдет. И все это время, пока актер метался и искал себя и свое место на театральной сцене и в кинематографе, с ним была красавица Изергина, согласившаяся выйти за актера замуж, хотя, когда они встретились, он звезд с неба не хватал.

— Поселились мы у Алены, — рассказывал Гафт. — Это была коммунальная квартира, в которой обитало много народа (ранее она принадлежала сестре ее бабушки), а у моей супруги была там комната, которую она делила с мамой. Мы комнату разгородили и зажили! Жилищные трудности нас нисколько не волновали. Молодость, счастье и любовь — таким я помню то время!

Позже Гафт утверждал, что в самом конце 60-х они развелись из-за того, что Изергина обожала животных.

— Она могла принести домой котенка, который писал на батарею, — высказывался Гафт позже в одном из интервью. — Или безногих голубей, которые летали у нас над головой, — пахло в доме невозможно. Пес, подобранный Аленой, сидел вместе с нами за столом и пил кофе.

Тараканы и клопы так вписывались в общую картину, что их жалко было давить. Я ходил весь в шерсти и перьях! И в общем, жене был, конечно, не верен…

Многие всерьез воспринимают несколько ернический рассказ артиста… Но есть и другая точка зрения: Гафт отшучивался, скрывая свою боль. Ведь в конце 60-х за Еленой начал ухаживать Даль Орлов, драматург и театральный критик, в то время занимавший должность заместителя главреда журнала «Искусство кино». Такое необычное имя ему дал отец, назвав сына в честь Дальнего Востока.

Орлова не смущало то, что Изергина была замужем.

— Тогда Гафт уже был известен, — вспоминал Даль. — Высокий накачанный красавец, видел его и на сцене, и в фильмах. Но понимаете… когда я ее увидел на сцене Колонного зала в приталенной шубке, я, оглушенный, понял, что женщины такой красоты еще не видел никогда. Это было подобно солнечному удару!

Гафт уверял, что даже обрадовался, когда Елена попросила развод, мол, все равно семейная жизнь не клеилась, да еще эти писающие котята с песиком-кофеманом! Но его сосед по дому, бывший сотрудник КГБ Олег Леонов рассказал о своем общении с Гафтом и, в частности, о его отношении к Изергиной.

— Когда мы с ним общались, он уже развелся с первой женой, был холостяком. Но, бывало, засиживался у меня в квартире и мог… просто набрать номер ее телефона и молчать в трубку, слушая ее голос. Мог немного выпить и долго говорить о ней, словно мучая себя этими воспоминаниями. Было видно, что он продолжал ее сильно любить.

Елена Изергина ему изменила, ушла от него к известному кинодраматургу Далю Орлову. А Валентин еще долго страдал. Даже говорил, что, когда она от него ушла, была мысль наложить на себя руки, но эту слабость он быстро прогнал.

Впереди Гафта ждала успешная карьера в кино и театре и новые испытания в семейной жизни, но это уже совсем другая история.

А Елена Изергина всю жизнь прожила с Орловым, родив дочку, в любви и согласии. Даль вспоминал, что она никогда и слова плохого не сказала о Гафте, а когда спросил однажды, почему ушла к нему от талантливого актера, ответила просто:

— Так влюбилась же!

Продолжая работать манекенщицей, Изергина окончила театроведческий факультет ГИТИСа, а после завершения карьеры в мире моды (она посвятила ему 14 лет) работала заведующей литературной частью в Московском театре юного зрителя, а затем в МХАТе им. Чехова.

Елена ушла из жизни в 2019 году, муж пережил ее на два года. Даль Орлов говорил, что почувствовал солнечный удар, когда встретил Алену, а 50 лет их брака ощущал, что каждый день его согревают ласковые солнечные лучики…

Оцените статью
«Я, оглушенный, понял, что женщины такой красоты еще не видел никогда». Как Гафт объяснял, почему отдал супругу влюбленному в нее сопернику
Дико «куражились»: 10 фото звёзд из их бурной молодости