Жена сбежала от своих проблем в Москву, оставив его с маленькой дочерью. История жизни актёра Ивана Лапикова

«Мама сбежала от обрушившегося на неё несчастья. В состоянии паники она бросила всё», — вспоминала дочь актёра.

Детство и путь в актёры

Иван Лапиков родился летом 1922 года в одном из сёл Волгоградской области. Родители считались зажиточными крестьянами, и жили они неплохо, пока не наступили 30-е годы. Репрессии не обошли их родственников стороной: брата отца объявили «кулаком» и сослали в Сибирь.

Чтобы избежать подобной участи, Лапиковым пришлось скрываться и часто менять место жительства, бросая имущество. Это время наложило отпечаток на характер маленького Ивана: он усвоил, что иногда лучше промолчать, а к людям надо относиться с осторожностью.

Позже семья Лапиковых переехала в Сталинград. Здесь Иван открыл для себя мир искусства. Он с удовольствием играл на балалайке в оркестре, а занятия в драмкружке и вовсе захватили его с головой. Но глубоко верующие родители не одобряли увлечение сына, считая актёрство греховным занятием. Вопреки их запретам Иван поступил в театральное училище, чтобы связать свою жизнь со сценой.

Но доучиться ему было не суждено. Грянула война. В 1941 году Иван Лапиков ушёл на фронт. Копал окопы, строил оборонительные рубежи. За организацию переправы через Волгу он был удостоен медали «За оборону Сталинграда».

После окончания войны Лапиков устроился в местный драмтеатр, где он, по мнению коллег, ярко показывал талант комедийного актёра.

О личном

В 1947 году в театре появилась новая актриса — Юлия Фридман. Молодая, красивая, она притягивала взгляды и очаровывала улыбкой. Не устоял перед её обаянием и Иван Лапиков, став настойчиво за ней ухаживать. А она, завороженная игрой Ивана в одном из спектаклей, сразу выделила его из актёрского состава.

Их роман удивлял многих. Он — простой крестьянский парень, сдержанный, верующий. Она — эмоциональная девушка из дворянского рода, атеистка. Когда Юлия оказалась в положении, они поженились. В 1950 году у супругов родилась дочь Елена.

Молодая семья жила бедно, но не унывала, ведь им выделили двухкомнатную квартиру, когда зачастую другим несемейным актёрам приходилось жить в подвалах.

У их дочери даже не было кроватки, и укладывали её спать в чемодан, но все бытовые невзгоды отступали перед их любовью и мечтами о светлом будущем. С ними стала жить и мама Юлии, которая с радостью занималась внучкой, пока супруги были на репетициях или гастролях.

Юлия Фридман быстро завоевала любовь публики. Ведущие роли, признание, поклонники — её карьера развивалась стремительно и безоблачно. А вот Иван Лапиков, несмотря на несомненный талант, оставался в тени супруги. Ему по-прежнему предлагали лишь небольшие роли.

Но неожиданно жизнь Юлии изменилась. Её было всего 35 лет, когда она начала терять слух: дали о себе знать последствия контузии, полученной ещё в юности. Врачи настаивали на операции, но Юлия панически боялась возможных осложнений. Из театра ей пришлось уволиться.

Актриса сидела дома, боясь выйти в магазин, ведь все её знали, а она не хотела сочувствия и не могла смириться с мыслью о том, что кто-то увидит ее слабость.

В конце концов, не выдержав душевных мук, Юлия приняла неожиданное и тяжёлое для всех решение. Она тайком сбежала в Москву, оставив мужа, маленькую дочь, свою привычную жизнь. Там она начала всё с чистого листа, стараясь оставить прошлое позади.

Она сняла скромную комнату и устроилась преподавателем в культпросветучилище. Юлия приобрела слуховой аппарат и освоила чтение по губам, тщательно скрывая от студентов и коллег свою проблему.

«Мама просто сбежала от обрушившегося на неё несчастья. В состоянии паники она бросила всё», — вспоминала дочь.

Иван не мог смириться с решением жены. Её поступок казался ему необдуманным, а где-то даже обидным. Но все свои переживания он держал глубоко в себе, стараясь не травмировать 9-летнюю дочь, для которой и так разлука с матерью стала настоящим испытанием.

Он разыскал жену и не раз просил вернуться, но она была непреклонна. Прежняя жизнь её больше не прельщала, и она предлагала Ивану и дочери переехать к ней в Москву. Несколько лет она прожила вдали от семьи, но регулярно отправляла посылки с подарками и приглашала дочь на каникулы.

Иван же не мог решиться на переезд. Его удерживал не только страх перед неизвестностью, но и преданность родному театру. Он сомневался, нужен ли он будет кому-то в столице. Поддержал актёра и вселил в него веру Олег Ефремов, с которым они сблизились на съёмках фильма «Командировка».

А когда Лапикову предложили главную роль в фильме «Председатель», он наконец переехал в столицу. Профессиональная жизнь Ивана Лапикова развивалась более чем успешно. Он был принят в труппу театра-студии киноактёра и стал настоящим любимцем кинорежиссёров.

В каждом фильме Иван Лапиков не просто играл, он жил жизнью своих персонажей. «Я среди таких людей вырос», — отвечал актёр на вопросы о том, как же ему так блестяще удаётся показать самую суть русского характера своих персонажей.

С помощью коллег по актёрскому цеху, Михаила Ульянова и Юлии Борисовой, ему удалось приобрести кооперативную трёхкомнатную квартиру. Это было невероятно! Впервые за долгие годы семья воссоединилась. Но, как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы. Привычки меняются, люди отдаляются друг от друга, и то, что казалось несбыточной мечтой, обернулось новыми испытаниями.

«Мы просто отвыкли друг от друга,  вспоминала Елена Лапикова. — Я ведь почти всю жизнь прожила с бабушкой, а тут родители начали меня воспитывать. Мне казалось, что мама слишком опекает меня, а отец — чрезмерно строг».

Несмотря на народную любовь и признание, Иван Лапиков до конца дней оставался скромным и непритязательным человеком. Его мало интересовали материальные блага, он был лишен актёрского тщеславия и звёздной болезни.

Вспоминают, что после триумфальной премьеры кинокартины «Они сражались за Родину», когда другие артисты просили для себя у чиновников квартиры и автомобили, Лапиков попросил… пропуск в заповедник под Москвой, где можно было спокойно порыбачить. Рыбалка была его страстью, отдушиной. А еще он любил читать, слушать классическую музыку.

Елена вспоминала, что мать, поглощённая работой, не любила заниматься домашними делами. Поэтому всё держалось на отце. Он не считал зазорным почистить картошку и приготовить обед, сбегать в магазин, постирать и убрать в квартире. А ещё он прекрасно готовил торт «Наполеон» по рецепту своей бабушки.

Одной из последних, пронзительных работ Ивана Лапикова стала главная роль в драме «Семнадцать левых сапог». В эту картину он вложил всё свое мастерство, всю душу. Увы, съёмки дались ему непросто. Сразу после их окончания актера частично парализовало, и коллеги ждали, когда он пойдет на поправку и сможет озвучить своего героя.

Огромную роль в его восстановлении сыграла Юлия. Она окружила мужа заботой и вниманием, стараясь хоть немного облегчить его страдания. Постепенно пришли долгожданные улучшения, и он снова вернулся на съёмочную площадку. Каждая роль теперь давалась ему с огромным трудом, но он был счастлив снова чувствовать себя нужным, востребованным.

Ивана Герасимовича не стало 2 мая 1993 года. В этот день по просьбе Сергея Бондарчука он приехал в воинскую часть, чтобы выступить перед солдатами.

«Обстановка в стране накалялась,  вспоминала Елена.  Отец видел, к чему это может привести, и очень переживал. Он считал разговор с солдатами чрезвычайно важным именно в тот момент».

Иван Герасимович был искренен и эмоционален. Он вкладывал в каждое слово душу, стараясь достучаться до сердец солдат. И никто даже предположить не мог, что это выступление станет для него последним. Внезапно у актёра случился приступ. Приехавшие медики, увы, ничего не смогли сделать.

Юлия Фридман пережила мужа на семнадцать лет. Она очень хотела, чтобы их дочь стала актрисой, но Иван Лапиков был категорически против. И Елена выбрала для себя профессию учителя английского языка, никогда не пожалев о своем решении. Её не стало в 2020 году.

Оцените статью
Жена сбежала от своих проблем в Москву, оставив его с маленькой дочерью. История жизни актёра Ивана Лапикова
Когда сыну было четыре месяца, Оскар сказал жене: «Собирай свои вещи и уходи». Исповедь брошенной супруги Майи Кучера