«У те­бя без ме­ня, Лена, ни­че­го не по­лу­чит­ся». Первая жена Игоря Костолевского

Су­п­руг Елены Романовой – Игорь Ко­с­то­лев­ский – к ар­ти­сти­че­с­кой карь­е­ре же­ны от­но­сил­ся рав­но­душ­но. Он счи­тал, что ма­гия его име­ни по­мо­га­ет же­не ав­то­ма­ти­че­с­ки, не тре­буя до­по­л­ни­тель­ных уси­лий. Ком­форт­ное су­ще­ст­во­ва­ние, на­ла­жен­ный быт, про­ч­ное се­мей­ное по­ло­же­ние – что еще на­до жен­щи­не для по­л­но­го сча­стья? Не­за­ви­си­мо­сти, — по­ня­ла Еле­на од­на­ж­ды. И взбун­то­ва­лась.

И ни­ка­ких му­жей-ак­тё­ров!

Ле­на бы­ла един­ст­вен­ным ре­бен­ком в се­мье. Ма­ма-пе­ре­во­дчи­ца все­гда меч­та­ла на­пра­вить ее по сво­им сто­пам. А по­се­му дочь штур­мо­ва­ла не­пра­виль­ные ан­г­лий­ские гла­го­лы в спец­шко­ле и уча­ст­во­ва­ла в са­мо­де­я­тель­ных спе­к­та­к­лях, по­ста­в­лен­ных на язы­ке Шек­спи­ра. Эти ро­ли, од­на­ко, про­из­ве­ли на Ле­ну та­кое впе­чат­ле­ние, что во­пре­ки ма­ми­ной во­ле она ре­ши­ла стать ак­т­ри­сой.

В Щу­кин­ское она по­сту­пи­ла с пер­во­го раза. До­мо­чад­цы здо­ро­во огор­чи­лись, а уп­ря­мая ма­ма все же на­сто­я­ла, что­бы Ле­на па­рал­лель­но учи­лась на кур­сах ан­г­лий­ско­го при иня­зе. Ма­ма счи­та­ла, что это впо­с­лед­ст­вии даст ку­да бо­лее вер­ный ку­сок хле­ба, чем шат­кая ак­тер­ская сте­зя.

Что­бы ус­по­ко­ить ее, Ле­на не толь­ко ис­прав­но по­се­ща­ла кур­сы, но да­же по­кля­лась, что ни­ко­г­да не вый­дет за­муж за ак­те­ра. Ведь все они, по мне­нию ма­мы, нар­цис­сы, лю­бят толь­ко се­бя в ис­кус­ст­ве и ка­кие же из них по­с­ле это­го му­жья!

И тут на те­бе, сюр­приз судь­бы. Ей де­ла­ет пред­ло­же­ние сам Игорь Ко­с­то­лев­ский. С ним Еле­на Ро­ма­но­ва, уже вы­пу­ск­ни­ца «Щу­ки», по­з­на­ко­ми­лась ле­том 1982 го­да на съем­ках филь­ма «От­пуск за свой счет», где по сце­на­рию они бы­ли же­ни­хом и не­ве­с­той. Ко­с­то­лев­ский был уже из­ве­с­тен по филь­му «Зве­з­да пле­ни­тель­но­го сча­стья».

Ле­на ус­пе­ла лишь от­ра­бо­тать один се­зон в Те­а­т­ре Са­ти­ры. Од­на­ко ро­ман ме­ж­ду ни­ми на­чал­ся сра­зу и все три лет­них ме­ся­ца, ко­то­рые бы­ли за­ня­ты съем­ка­ми, Игорь и Ле­на не раз­лу­ча­лись. 33-лет­ний Ко­с­то­лев­ский не был же­нат. Ле­ну по­ра­зи­ло, что его эк­ран­ный об­раз со­вер­шен­но не по­хож на ис­тин­ный. В жиз­ни Игорь ока­зал­ся серь­ез­ным, на­де­ж­ным, очень за­бот­ли­вым, тем бо­лее что был стар­ше Ле­ны на де­вять лет

В об­щем, де­вуш­ка не за­ду­мы­ва­ясь от­ве­ти­ла «да». А в го­ло­ве кру­ти­лось: бо­же, что я ска­жу ма­ме?

На под­мо­ст­ках с Ми­ро­но­вым

Но­вый те­а­т­раль­ный се­зон Ле­на встре­ти­ла уже в ка­че­ст­ве же­ны Ко­с­то­лев­ско­го. Кое-ко­му в те­а­т­ре это при­шлось не по ду­ше. Ес­ли рань­ше мо­ло­дую де­бю­тан­т­ку не­до­люб­ли­ва­ли жен­щи­ны, а муж­чи­ны, на­обо­рот, за­щи­ща­ли, то те­перь они то­же ста­ли вы­ка­зы­вать при­зна­ки не­до­б­ро­же­ла­тель­но­сти.

Но Ле­на еще не ус­пе­ла ни ра­з­о­ча­ро­вать­ся в те­а­т­ре, ни по­з­нать го­речь не­удач. Хо­тя в Са­ти­ру ее взя­ли все­го лишь на до­го­вор, ей сра­зу по­вез­ло, по­то­му что Ан­д­рей Ми­ро­нов, на­хо­див­ший­ся в ту по­ру в зе­ни­те сла­вы и рас­цве­те та­лан­та, по­ста­вил спе­к­такль по пье­се Ост­ров­ско­го «Бе­ше­ные день­ги» и глав­ную роль, Ли­дии Че­бо­к­са­ро­вой, дал ей.

Ва­силь­ко­ва иг­ра­ли по оче­ре­ди Ге­ор­гий Мар­ти­ро­сян и Ан­д­рей Ми­ро­нов. Ус­пех был ог­ром­ный и, не­смо­т­ря на за­висть дру­гих – ишь, вы­ско­ч­ка! – Ле­на про­жи­ла этот те­а­т­раль­ный се­зон на подъ­е­ме.

Ра­бо­тать с Ми­ро­но­вым бы­ло и ин­те­ре­с­но, и в удо­воль­ст­вие: его юмор, его не­под­ра­жа­е­мое оба­я­ние, его та­лант – все это при­под­ни­ма­ло над дей­ст­ви­тель­но­стью.

И Ле­на смог­ла по­лю­бить те­атр со всем его со­дер­жи­мым, и в даль­ней­шем на­у­чи­лась це­нить хо­ро­шее и не за­ме­чать пло­хое.

Ме­ж­ду тем до­го­вор с те­а­т­ром уже кон­чал­ся, а глав­ный ре­жис­сер Ва­лен­тин Плу­чек что-то не при­гла­шал под­пи­сы­вать но­вый. Еле­на чув­ст­во­ва­ла, что си­ту­а­ция по­ви­с­ла в воз­ду­хе… Вы­ру­чи­ло то, что ре­жис­сер Те­а­т­ра име­ни Пуш­ки­на Сер­гей Яшин, по­ста­вив­ший спе­к­такль «Со­ч­ная вы­ре­з­ка для Фрей­кен Ав­се­ни­ус», ис­кал ге­ро­и­ню вза­мен ак­т­ри­сы Ве­ры Ален­то­вой, ко­то­рая уез­жа­ла на съем­ки.

Он при­гла­сил Еле­ну Ро­ма­но­ву и не ошиб­ся. За пол­то­ра ме­ся­ца до пре­мье­ры Еле­на вве­лась в спе­к­такль и пре­кра­с­но сы­г­ра­ла на пре­мье­ре. Та­ким об­ра­зом, она плав­но по­ки­ну­ла Те­атр Са­ти­ры, пе­рей­дя в Пуш­кин­ский.

Ка­жет­ся, судь­ба ве­ла ее к ус­пе­ху. Ан­д­рей Гон­ча­ров, глав­ный ре­жис­сер те­а­т­ра име­ни Ма­я­ков­ско­го за­ме­тил Еле­ну в спе­к­та­к­ле, по­ста­в­лен­ном Сер­ге­ем Яши­ным, и при­гла­сил ее в свой те­атр.

Пе­ре­хо­дить в Ма­я­ков­ку, где иг­рал и муж, Игорь Ко­с­то­лев­ский, по­ло­же­ние ко­то­ро­го там в тот мо­мент бы­ло бо­лее чем не­ста­биль­ным, бы­ло с ее сто­ро­ны ри­с­ко­ван­ным ша­гом, но Гон­ча­ров сра­зу дал мно­го ро­лей, и Еле­на ду­ма­ла про се­бя: «Вот он, мой шанс!» И тут об­на­ру­жи­ла, что бе­ре­мен­на.

ЕЁ ВЫ­БОР

Ко­г­да сы­ну Але­ше ис­по­л­ни­лось три го­да, у не­го от­кры­лось за­бо­ле­ва­ние – ас­т­ма­ти­че­с­кий брон­хит, – и это об­сто­я­тель­ст­во все из­ме­ни­ло в твор­че­с­кой судь­бе Еле­ны. Во­п­рос что вы­брать: здо­ро­вье ре­бен­ка или карь­е­ру – пе­ред ней да­же не сто­ял. Она от­ка­за­лась от мно­же­ст­ва ин­те­ре­с­ных пред­ло­же­ний в ки­но.

В те­а­т­ре иг­ра­ла толь­ко в се­зон, а ле­том, ед­ва на­чи­на­лись га­ст­ро­ли, Еле­на бра­ла от­пуск и на три ме­ся­ца уво­зи­ла ре­бен­ка на юг. Ее ро­ли в этот мо­мент иг­ра­ли ак­т­ри­сы вто­ро­го со­ста­ва. Це­лых три­на­д­цать лет, по­ка сын не под­рос и не ок­реп, Еле­на всю се­бя по­свя­ща­ла се­мье.

Игорь от­цом был за­ме­ча­тель­ным, по­мо­гал во всем. Но пер­вые лет пять им бы­ло очень тя­же­ло, и пре­ж­де все­го — ма­те­ри­аль­но. Они хо­те­ли рас­тить сы­на са­ми, без по­мо­щи ба­бу­шек и де­ду­шек, да Еле­на и не смог­ла бы пе­ре­ло­жить груз от­вет­ст­вен­но­сти за боль­но­го ре­бен­ка на чьи-ли­бо пле­чи.

Сколь­ко бес­сон­ных но­чей про­ве­ла она в тре­во­ге за ма­лень­ко­го, ко­г­да у не­го на­чи­нал­ся оче­ред­ной при­ступ уду­шья. Вся­кий раз при­ез­жа­ла не­от­лож­ка, де­ла­ли вну­т­ри­вен­ные инъ­ек­ции, ино­гда маль­чи­ка за­би­ра­ли в боль­ни­цу.

Как вся­кий бо­лез­нен­ный ре­бе­нок, Але­ша был очень при­вя­зан к ро­ди­те­лям. Бы­ва­ло, толь­ко Еле­на уе­дет на спе­к­такль, как он бро­са­ет все свои иг­руш­ки, та­щит к две­ри стул, ста­но­вит­ся на не­го и три ча­са ня­ня не мо­жет ото­рвать его от двер­но­го гла­з­ка, в ко­то­рый он вы­сма­т­ри­ва­ет ма­му.

— Ко­г­да вы­рас­ту, — го­во­рил пя­ти­лет­ний Але­ша, — ста­ну ди­ре­к­то­ром те­а­т­ра, что­бы ма­му и па­пу по­рань­ше от­пу­с­кать с ра­бо­ты.

В эти го­ды Еле­на не­ред­ко иг­ра­ла вме­сте с му­жем в та­ких спе­к­та­к­лях, как «Бег», «Жизнь Кли­ма Сам­ги­на», «Круг», «Смо­т­ри­те, кто при­шел», «Ост­ро­ви­тя­нин» и жи­ла под де­ви­зом: «Все рав­но здо­ро­во, что я иг­раю».

Ко­г­да она вы­хо­ди­ла на сце­ну, то все­гда по­ра­жа­ла зри­те­лей сво­им тем­пе­ра­мен­том, ро­с­кош­ны­ми бе­ло­ку­ры­ми во­ло­са­ми, вью­щи­ми­ся коль­ца­ми по пле­чам, и то­че­ной кра­со­той от­кры­тых рук и плеч. Ей бы­ло те­с­но в рам­ках спе­к­та­к­ля, ей хо­те­лось че­го-то боль­ше­го.

Это ощу­ще­ние, что ей че­го-то не­до­да­ла судь­ба в те­а­т­ре, жи­во в ней и сей­час, хо­тя глав­ных ро­лей уже на­бра­лось око­ло два­д­ца­ти. За­то бы­ли ин­те­ре­с­ные ра­бо­ты в ки­но, как, на­при­мер, съем­ки в Шве­ции в 1991-1992 го­ду в кар­ти­не «Враг вра­га».

Але­ше ис­по­л­ни­лось де­вять лет, при­сту­пы ас­т­мы слу­ча­лись у не­го уже ре­же, и Еле­на смог­ла по­з­во­лить се­бе по­ехать сни­мать­ся. Но все рав­но она ка­ж­дые две не­де­ли при­ле­та­ла до­мой, что­бы не бро­сать ре­бен­ка на­дол­го.

В Шве­ции она столк­ну­лась с тем, что там, на За­па­де, со­в­сем дру­гой под­ход к про­фес­сии. На съем­ки ну­ж­но бы­ло вста­вать ра­но, в семь ут­ра уже при­хо­ди­ла ма­ши­на, в во­семь был грим. И ни­ко­го не ин­те­ре­со­ва­ло: го­то­ва Еле­на или нет, она дол­ж­на бы­ла быть го­то­ва.

Ре­жис­сер не де­лал ни с кем под­роб­но­го раз­бо­ра ро­лей, как это при­ня­то у нас. Еле­на как-то спро­си­ла: «Ка­кая у ме­ня сверх­за­да­ча?» — на что Ян Линд­ст­рем по­смо­т­рел на нее с пол­ным не­до­у­ме­ни­ем: «Вы кон­т­ракт под­пи­са­ли? Он вас ус­т­ра­и­ва­ет? То­г­да са­ми дол­ж­ны знать, ка­кая у вас сверх­за­да­ча».

В шесть ве­че­ра съем­ки за­кан­чи­ва­лись, все тут же рас­хо­ди­лись, и Еле­на ос­та­ва­лась од­на. Ма­ши­на от­во­зи­ла ее в отель до зав­т­ра. На­ут­ро сно­ва на­чи­на­лась на­пря­жен­ная ра­бо­та. Ка­ж­дые два ча­са ак­те­рам да­ва­ли ви­та­ми­ны, ка­ж­дые три дня они по­се­ща­ли со­ля­рий за счет фир­мы, еда по­да­ва­лась на съе­мо­ч­ную пло­щад­ку. Вся ки­но­груп­па ра­бо­та­ла как ка­кой-ни­будь не­боль­шой за­вод.

Еле­ну под­сте­ре­га­ло и еще од­но ис­пы­та­ние. Кон­т­ракт она под­пи­сы­ва­ла, не ви­дя сце­на­рия, а ко­г­да ей да­ли его про­честь, то вы­яс­ни­лось, что там бу­дет мно­го по­стель­ных сцен. Она иг­ра­ла рус­скую пи­а­ни­ст­ку, у ко­то­рой был ро­ман со швед­ским ди­п­ло­ма­том. Парт­не­ром ее был кра­са­вец Пе­тер Ха­бер

Зная пу­ри­тан­ский склад ха­ра­к­те­ра сво­его су­п­ру­га, Еле­на по­зво­ни­ла ему в Мо­с­к­ву и по­ста­ви­ла в из­ве­ст­ность, ведь от­ка­зать­ся от кон­т­ра­к­та она уже не мог­ла, при­шлось бы пла­тить ог­ром­ную не­ус­той­ку. Она са­ма очень во­л­но­ва­лась, по­то­му что ни­ко­г­да еще в по­доб­ных сце­нах не сни­ма­лась.

Поз­же, ко­г­да Еле­на по­лу­чи­ла кас­се­ту с филь­мом, она уви­де­ла, что все сце­ны люб­ви бы­ли сня­ты опе­ра­то­ром Пи­те­ром Фи­ше­ром очень та­к­ти­ч­но и кра­си­во. Игорь да­же при­рев­но­вал: «Ты не мог­ла так сы­г­рать!»

Тем вре­ме­нем сла­ва ак­тёра Иго­ря Ко­с­то­лев­ско­го с ка­ж­дым днем ро­с­ла.

Он мно­го сни­мал­ся в ки­но, а в те­а­т­ре за­нял про­ч­ное по­ло­же­ние ве­ду­ще­го ар­ти­ста. Как и во­дит­ся, он ку­мир жен­щин, у не­го мас­са по­клон­ниц. Еле­на ста­ра­ет­ся не рев­но­вать, ведь они с са­мо­го на­ча­ла до­го­во­ри­лись, что бу­дут ве­рить друг дру­гу.

Но ино­гда по­клон­ни­цы, а ско­рее, это про­с­то фа­нат­ки, пе­ре­хо­дят все гра­ни­цы. Зво­нок до­мой: «Вы зна­е­те, что у ва­ше­го му­жа есть ре­бе­нок на сто­ро­не?» Или: «Я бе­ре­мен­на от ва­ше­го му­жа и со­би­ра­юсь ро­жать». Зво­ни­ли по но­чам и та­ин­ст­вен­но мол­ча­ли в труб­ку. По­том Ле­не ста­ла по­па­дать­ся на гла­за воз­ле слу­жеб­но­го вхо­да в те­атр ры­же­во­ло­сая жен­щи­на.

Она обы­ч­но сто­я­ла, креп­ко при­жи­мая к гру­ди су­мо­ч­ку, и стран­но-на­тя­ну­то улы­ба­лась, встре­ча­ясь с Ле­ной взгля­дом. А од­на­ж­ды, ко­г­да шел спе­к­такль «Круг», Игорь и Еле­на бы­ли на сце­не, Игорь вдруг уви­дел эту осо­бу де­мон­ст­ра­тив­но си­дя­щей в пер­вом ря­ду. Как толь­ко по­ме­ня­лась сце­на, он ушел за ку­ли­сы и вы­звал ад­ми­ни­ст­ра­то­ра.

Че­рез ми­ну­ту ад­ми­ни­ст­ра­тор и ми­ли­ци­о­нер по­я­ви­лись в за­ле и, под­хва­тив гра­ж­дан­ку под ру­ки, бы­ст­ро вы­ве­ли ее за дверь. И толь­ко ве­че­ром, до­ма, Игорь объ­я­с­нил же­не, что про­изош­ло. Ока­зы­ва­ет­ся, он уже не­сколь­ко дней был на нер­вах, по­то­му что по­лу­чил от ры­же­во­ло­сой за­пи­с­ку та­ко­го со­дер­жа­ния: «Ес­ли ар­ти­ст­ка Еле­на Ро­ма­но­ва ся­дет в ма­ши­ну к Ко­с­то­лев­ско­му, то ей не по­здо­ро­вит­ся».

А по­клон­ни­цы — они, ко­не­ч­но, лю­би­ли Ко­с­то­лев­ско­го как ак­те­ра, но по­па­да­лись сре­ди них и та­кие, ко­то­рые про­бо­ва­ли на нем свои ча­ры. И Еле­на по­ни­ма­ла, что сто­ит толь­ко до­пу­с­тить, что­бы ми­к­роб рев­но­сти про­ник в кровь, как уже не бу­дешь вла­деть ни со­бой, ни си­ту­а­ци­ей, по­э­то­му ста­ра­лась не под­да­вать­ся на про­во­ка­ции.

И ес­ли ви­де­ла, что на Иго­ря во все гла­за смо­т­рит дру­гая жен­щи­на, тут же ис­ка­ла муж­ские гла­за, ко­то­рые смо­т­ре­ли бы на нее, Еле­ну. Вос­хи­щен­ные взгля­ды муж­чин по­мо­га­ли ей со­хра­нять ду­шев­ное рав­но­ве­сие.

Иг­рать на сце­не с Иго­рем бы­ло не­лег­ко. По на­ту­ре са­мо­ед, он и дру­го­го не ос­та­в­лял в по­кое: «Ты здесь наи­гры­ва­ешь». Или: «Опу­с­ти бров­ки, рот за­крой». И до­ма кри­ти­ка про­дол­жа­лась. Он был ли­дер в се­мье, в сво­ей опе­ке вре­ме­на­ми до­хо­дил до за­нуд­ст­ва, ог­ра­ни­чи­вая не толь­ко ли­ч­ную, но и твор­че­с­кую сво­бо­ду Еле­ны.

Он не одо­б­рял, что­бы Еле­на да­ва­ла ин­тер­вью – «По­ду­май, на­до ли те­бе это», — и она за­прет не на­ру­ша­ла, бо­ясь вы­звать его не­до­воль­ст­во. А од­на­ж­ды он ска­зал, что ра­бо­тать с ней боль­ше не хо­чет: «И те­бе не на­до­е­ло? Все вре­мя вме­сте, вме­сте!» А ей так хо­те­лось, что­бы вме­сте. Это был вы­зов с его сто­ро­ны, в ко­то­ром яс­но про­зву­чал на­мек: мол, я од­но­го уров­ня, а ты дру­го­го.

— Ты что же, во­о­б­ра­жа­ешь, что я всю жизнь дер­жа­лась за те­бя толь­ко из-за ро­лей? – воз­му­ти­лась Еле­на.

— У те­бя без ме­ня все рав­но ни­че­го не по­лу­чит­ся, — ска­зал Игорь.

И то­г­да она его вы­зов при­ня­ла.

Пер­вые пол­го­да по­с­ле раз­ры­ва с му­жем Еле­на про­ры­да­ла.

Але­ша, уже де­вят­на­д­ца­ти­лет­ний сту­дент, ви­дя , как она стра­да­ет, брал ее вре­ме­на­ми на ру­ки и но­сил по ком­на­те:

«Ма­мо­ч­ка, я те­бя не от­пу­щу до тех пор, по­ка ты не ста­нешь улы­бать­ся».

Еле­не бы­ло очень тя­же­ло от осоз­на­ния то­го, что жер­т­ва, ко­то­рую она при­не­с­ла на ал­тарь се­мьи, не бы­ла оце­не­на. «Так, зна­чит, я ни­че­го не зна­чу? – раз­ры­ва­лось на ча­с­ти ос­корб­лен­ное са­мо­лю­бие Еле­ны. Два­д­цать лет про­с­то так из судь­бы не вы­ки­нешь, и она пла­ка­ла, пла­ка­ла.

Ну­ж­но бы­ло еще на­хо­дить си­лы по-пре­ж­не­му вме­сте иг­рать на сце­не род­но­го те­а­т­ра. Вы­хо­дя на по­клон к зри­те­лям, они те­перь не дер­жа­лись за ру­ки, как пре­ж­де. А зри­те­ли уже зна­ли, что эта кра­си­вая па­ра рас­па­лась и Ко­с­то­лев­ский же­нил­ся на фран­цу­жен­ке.

«Ле­но­ч­ка, — на­чи­на­ла вдруг при­чи­тать ка­кая-ни­будь сен­ти­мен­таль­ная да­ма, под­но­ся ей ро­зы, — как же он так мог! Вы та­кая кра­са­ви­ца!»

Со швей­цар­ским ре­жис­се­ром Фран­суа Ро­ше Еле­на и Игорь бы­ли зна­ко­мы дав­но: еще в на­ча­ле де­вя­но­стых он по­ста­вил на сце­не Те­а­т­ра Са­ти­ры спе­к­такль «Ви­к­тор, или Де­ти у вла­сти», где Еле­на и Игорь бы­ли за­ня­ты в глав­ных ро­лях.

А в 1993 го­ду Ро­ше при­гла­сил их обо­их в спе­к­такль «Ате­лье», ко­то­рый они иг­ра­ли в Же­не­ве на двух язы­ках: фран­цуз­ском и ан­г­лий­ском. В оче­ред­ной свой при­езд в Мо­с­к­ву два го­да на­зад Фран­суа Ро­ше, уз­нав, что Еле­на ос­та­лась од­на и в от­ча­я­нии, ска­зал:

«Не плачь! Да­вай бу­дем ра­бо­тать вме­сте. В Мо­с­к­ве пла­ни­ру­ют­ся Дни швей­цар­ской куль­ту­ры, мо­ж­но по­про­бо­вать ре­а­ли­зо­вать наш про­ект».

Он имел в ви­ду по­ста­нов­ку пье­сы Вла­ди­ми­ра На­бо­ко­ва «Со­бы­тие», идея ко­то­рой за­ро­ди­лась еще не­сколь­ко лет на­зад, ко­г­да они втро­ем по­се­ти­ли мо­ги­лу рус­ско­го пи­са­те­ля в Ве­ве (Мон­т­ре, Швей­ца­рия).

— Ес­ли в те­а­т­ре по­ста­вить этот про­ект про­б­ле­ма­ти­ч­но, то да­вай при­не­сем ту­да свои день­ги, — ска­зал Ро­ше и уе­хал в Швей­ца­рию.

Еле­на очень смут­но пред­ста­в­ля­ла се­бе, ка­ким об­ра­зом она смо­жет най­ти спон­со­ров для ор­га­ни­за­ции та­ко­го про­ек­та, и по­на­ча­лу ду­ма­ла, что это аб­со­лют­но не­ре­аль­но. Но од­на­ж­ды по­зво­ни­ла зна­ко­мая ак­т­ри­са и ска­за­ла: «От­крой га­зе­ту и по­чи­тай, что там про те­бя пи­шут».

Еле­на ку­пи­ла га­зе­ту, а там ока­за­лось ин­тер­вью од­ной ак­т­ри­сы Те­а­т­ра име­ни Ма­я­ков­ско­го, в ко­то­ром та, ме­ж­ду про­чим, по по­во­ду раз­во­да Ко­с­то­лев­ско­го с же­ной ска­за­ла: «По­смо­т­рим, что она те­перь смо­жет без му­жа». Сле­зы хлы­ну­ли у Еле­ны из глаз: «Что я им всем сде­ла­ла!» Про­пла­кав­шись, Еле­на не­ожи­дан­но для се­бя ре­ши­ла: «Са­ма смо­гу!» — и на­ча­ла дей­ст­во­вать.

Пол­то­ра го­да она ве­ла сло­ж­ные пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми по­соль­ст­ва Швей­ца­рии по куль­тур­ным свя­зям, со мно­же­ст­вом швей­цар­ских и ино­стран­ных фирм, ра­бо­та­ю­щих в Мо­с­к­ве. Вот где при­го­дил­ся ан­г­лий­ский! Как же те­перь Ле­на бы­ла бла­го­дар­на ма­ме за то, что та за­ста­в­ля­ла ее учить­ся на кур­сах.

Ле­на, бы­ва­ло, ны­ла: «Ма­ма, мо­ж­но я бро­шу ан­г­лий­ский, я ведь и так ус­таю», на что ма­ма от­ве­ча­ла не­пре­клон­ным «нет».

В род­ном те­а­т­ре ре­а­ли­зо­вать этот про­ект не уда­лось – Гон­ча­ров, сна­ча­ла со­г­ла­сив­шись и под­пи­сав с Фран­суа Ро­ше кон­т­ракт, вдруг от­ка­зал­ся. Рас­тор­же­ние кон­т­ра­к­та в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке пре­д­у­сма­т­ри­ва­ет вы­пла­ту по­стра­дав­шей сто­ро­не не­ус­той­ки.

По­пасть в скан­дал с та­ким из­ве­ст­ным че­ло­ве­ком, как Фран­суа Ро­ше, ко­то­рый ста­вит спе­к­та­к­ли по все­му ми­ру, воз­гла­в­ля­ет те­атр «Ка­руж», са­мый круп­ный в Швей­ца­рии, бы­ло бы для Еле­ны ужа­с­ным, и она про­с­то не зна­ла, что де­лать…

Од­на из ху­до­ж­ни­ков их бу­ду­ще­го про­ек­та Ви­к­то­рия Сев­рю­ко­ва, ра­бо­тав­шая в те­а­т­ре «Шко­ла со­в­ре­мен­ной пье­сы», рас­ска­за­ла об этом Ио­си­фу Рай­хель­га­у­зу, и тот при­гла­сил Фран­суа Ро­ше в свой те­атр и, раз­дви­нув рам­ки сво­их про­ек­тов, про­пу­с­тил впе­ред этот.

И вот 20 сен­тя­б­ря 2002 го­да в Дни швей­цар­ской куль­ту­ры в Мо­с­к­ве со­сто­я­лась пре­мье­ра спе­к­та­к­ля по пье­се На­бо­ко­ва «Со­бы­тие», где в глав­ных ро­лях Еле­на Ро­ма­но­ва, Вла­ди­мир Сте­к­лов и Ва­лен­ти­на Та­лы­зи­на.

По­с­ле спе­к­та­к­ля был бан­кет, на ко­то­ром при­сут­ст­во­ва­ли все спон­со­ры и их ру­ко­во­дство, спе­ци­аль­но при­ле­тев­шее из Же­не­вы на пре­мье­ру. При­сут­ст­во­вал и по­сол Швей­ца­рии. Еле­на, уто­пая в мо­ре цве­тов, при­ни­ма­ла мно­го­чи­с­лен­ные по­зд­ра­в­ле­ния.

Потом она мно­го но­во­го для се­бя от­кры­ла: как это, ока­зы­ва­ет­ся, здо­ро­во, ра­бо­тать, ни под ко­го не под­стра­и­ва­ясь, не бо­ять­ся го­во­рить то, что ду­ма­ешь. Те­перь ей ни­кто не смо­жет ска­зать: «Не де­лай это­го, не сни­май­ся у это­го ре­жис­се­ра, не иг­рай с этим парт­не­ром». И еще од­но от­кры­тие она сде­ла­ла: лю­ди ста­ли от­но­сить­ся к ней как к са­мо­до­с­та­то­ч­ной ли­ч­но­сти.

«И где бы я бы­ла, ес­ли бы не мои не­до­б­ро­же­ла­те­ли», — уже спо­кой­но и с улыб­кой го­во­рит Еле­на. Хо­тя те­перь, ко­г­да у нее все по­лу­чи­лось, ей ино­гда ка­жет­ся, что вхо­дить с му­жем в кон­фликт так глу­бо­ко не сле­до­ва­ло, мо­ж­но бы­ло про­с­то мол­ча на­чать де­лать про­ект.

Но слиш­ком уж бес­по­щад­но про­зву­ча­ли его сло­ва: «Я не бу­ду с то­бой ра­бо­тать ни-ког-да». Как же это — жить вме­сте и вме­сте не ра­бо­тать, как это воз­мо­ж­но?

Оцените статью
«У те­бя без ме­ня, Лена, ни­че­го не по­лу­чит­ся». Первая жена Игоря Костолевского
Анастасия Заворотнюк – первая роль в кино. Еще студенткой она сыграла юную героиню из романа Набокова