Начинал в провинциальном театре, стал отцом в 50 лет, с трудом перенёс смерть жены. Любимый «Мухомор» Юрий Кузнецов

В тот день Юрий приехал с кладбища, как обычно, помыл руки, зашёл на кухню, чтобы поужинать. Аппетита не было, в голову лезли странные мысли: «Может, налить 100 грамм для сугреву?», — на улице был февраль, Кузнецов снова промёрз на холодном ветру, пока стоял у могилы жены.

Он ездил на кладбище каждый день с момента похорон, уже почти месяц. Всё никак не мог осознать, что Ирины больше нет, а ему надо ещё столько с ней обсудить, поговорить, услышать её подбадривающий голос, ощутить её доброту, тепло и заботу.

Но вместо всего этого — ледяное молчание, завывающий ветер и крики воронья над головой.

«Первые недели я не подходил к телефону»

— Пап, я хочу поговорить, — 16-летняя дочка Саша подсела за стол.

— Что, Сашуль, не хватает нам с тобой мамы, да?

— Да, пап, очень не хватает. Но я хотела поговорить о тебе

— Обо мне? А что я? Есть что-то вот совсем не хочется…

— Меня беспокоят эти твои ежедневные поездки на кладбище. Пап, понимаешь, ты делаешь себе только хуже. Пойми, её там нет. А ты только истязаешь себя. Так ты не справишься. Давай лучше в церковь сходим, помолимся о маме, о её душе. И ей будет легче, и тебе, вот увидишь.

Юрий Александрович был удивлён недетским подходом дочери к заботе о нём. Она вообще очень повзрослела за это время. В ней проснулась какая-то мудрость: она убрала из виду все фотографии Ирины, чтобы они не бередили свежие раны от её ухода.

Нашла в себе силы вести быт, готовить еду… Самому Кузнецову не хотелось вообще ничего, ему было тяжело даже общаться с другими людьми, не говоря уж о том, чтобы выйти на съёмочную площадку. По Петербургу поползли слухи, что он спивается, потому что со дня смерти жены никто из коллег его не видел, для всех он просто исчез.

Утрата жены стала для Юрия Кузнецова крахом всего. Он никак не мог понять, как же так произошло? Ведь ей было всего 54 года. Да, со здоровьем были проблемы, она часто лежала в больницах, у неё был диабет, недавно перенесла инсульт, но вроде всё начало налаживаться.

Когда она легла в больницу на этот раз, подумал, что подлечится, как всегда, и через пару недель вернётся домой. Но всё сложилось совсем не так.

«Она влюбилась в мой экранный образ, я когда-то играл героя-лётчика»

— Здравствуйте! Ой, простите, а я вас узнала! Ведь это же вы тот самый командир самолёта из кино? Вы — актёр Юрий Кузнецов? — симпатичная полноватая женщина в фойе гостиницы излучала необыкновенное добродушие и смущённость, — вы мне в том фильме очень понравились.

— Здравствуйте, да, это я, — ответил Кузнецов, улыбаясь, хотя настроение и состояние у него были хуже некуда: очередной съёмочный день выдался довольно трудным и напряжённым. Но отмахнуться от этой женщины, которая смотрела на него как на божество, он не мог.

— А я вас сразу узнала, ещё три дня назад, но всё никак не решалась заговорить. Ой, а вы только что со съёмок, — это было понятно по внешнему виду Кузнецова: плащ забрызган бутафорской кровью, на лице грим, — вы, наверное, голодный! Хотите чаю?

Да, Юрий Александрович очень хотели чаю, и чего-нибудь посущественнее. По правде сказать, он был очень голоден, поэтому принял приглашение своей новой знакомой, Ирины, с радостью. Их встречи в гостинице стали постоянными. Ирина была родом из Петербурга и жила здесь, пока её сын, Алёша, проходил лечение в московской клинике.

Кузнецов тоже с недавних пор стал петербуржцем, а в Москве снимался в очередном фильме. За совместными чаепитиями и ужинами они много разговаривали: Ирина как искусствовед, была очень эрудированным человеком, рассказывала много интересного об истории и культуре.

А Юрий просто нуждался во внимании, человеческой заботе и душевном тепле. Актёрам на съёмках вдали от дома этого очень не хватает.

Они сблизились настолько, что по возвращении в Питер Юрий понял, что жить дальше хочет с Ириной. Но в этом надо было как-то признаться Валентине, его жене.

«Я хотел доказать, что чего-то из себя представляю»

С Валентиной Юра познакомился во Владивостоке во время учёбы в институте искусств. На 3-ем курсе они поженились. Валя была очень красивая, яркая, подающая надежды актриса. По окончании института в Театр драмы в Хабаровске взяли, прежде всего, её.

А мужа как бы «в нагрузку». Там они проработали 12 лет, родилась дочь Наташа. И вдруг Юрия приглашают в омский театр, который в начале 80-ых годов был одним из самых передовых провинциальных театров СССР.

Юрий взвесил все «за» и «против» и пришёл к выводу, что надо ехать. В Хабаровске он не видел перспектив и рискнул .жена поддержала, поехала вместе с ним, хотя бытовые условия оказались несколько хуже. Да и карьера у неё на новом месте не задалась. В итоге Валентина ушла из театра, возглавив самодеятельную труппу при Доме культуры.

Казалось, что теперь всё наладилось, но тут судьба преподнесла новый сюрприз. Юрия заметил и пригласил в Ленинград сниматься в кино второй режиссёр картины «Мой друг Иван Лапшин» Виктор Аристов.

Предлагали главную роль, но Алексей Герман, главный режиссёр, утвердил Кузнецова на роль начальника милиции. После успеха фильма стали поступать новые предложения о съёмках на «Ленфильме»: «Колье Шарлотты», «Прорыв», «Противостояние»… А потом Юрия Александровича пригласили и в ленинградский театр.

«Я просто устал от однообразия»

Размышлять — принимать это предложение или нет — Кузнецов не стал. Это же Ленинград! Город мечты: красивый, величественный, старинный! Каждый раз, прилетая на съёмки сюда, он искренне завидовал тем, кто живёт среди такой красоты.

Семья осталась в Омске до тех пор, пока всё не уладится. Почти год Кузнецов жил на чердаке театра. Потом ему дали квартиру где-то на окраине, и Валя с Наташей тоже переехали их Омска.

Прошло три года. Карьера в театре шла ни шатко, ни валко. Иногда приглашали в кино. Наташа выросла и вышла замуж. Отношения с женой стали формальными: они могли не разговаривать днями.

Не потому что поссорились, а потому что не о чем, у каждого своя жизнь, они просто отдалились друг от друга. И вот в этот момент Юра встречает Ирину: добрую, сердечную, заботливую, родную.

Объяснение с женой прошло на удивление легко. Она уже догадывалась, что в жизни Юры появилась другая. В канун 1991 года он оставил подарки для неё и дочери, взял сумку и уехал в Москву, где оставалась Ирина.

«Я очень благодарен Вале и Наташе, что они не заставляли меня что-то объяснять и врать. Они всё поняли и приняли как есть. Наташа потом хорошо общалась с Ириной, они понимали друг друга».

«Жизнь была к нам очень сурова»

На дворе был 1991 год, наступали грандиозные перемены и в быту, и в искусстве. И новой семье пришлось хлебнуть испытаний с лихвой. Жить было негде: свою квартиру Юра оставил жене, у Ирины тоже не было жилья. Сначала снимали. Но денег становилось всё меньше, актёрам стали платить сущие копейки.

Почти год пришлось впроголодь прожить в деревне под Ярославлем в старом доме, который достался Ирине от бабушки. Выжить помогала пенсия Алёши по инвалидности. Но нужно было работать, и семья вернулась в Петербург.

В 1995 году Ирина забеременела. «Это было, с одной стороны, чудо: я буду отцом в 50 лет! С другой стороны, пугало: постоянного заработка нет, квартиры нет, как растить ребёнка? Удивительно, но именно с рождением Сашеньки всё стало как-то налаживаться».

«К моменту начала съёмок я был должен половине города»

В 1996 году Кузнецова пригласили в новый проект играть подполковника милиции Петренко. Милиционеров он играл часто и привык к этому амплуа, тем более, было, с кого брать пример: его отец служил в милиции.

Но то, что эта роль станет знаковой в его карьере, Юрий Александрович ещё не знал. Сериал назывался «Улицы разбитых фонарей», и прозвище «Мухомор» после того, как к проекту пришёл оглушительный успех, надолго приклеилось в Кузнецову.

Зато он наконец-то начал раздавать долги. А потом уже смог и порадовать любимых жену и дочку красивыми нарядами, подарками, вкусными блюдами, отдыхом на море. Ирина стала помощником и агентом мужа. Он ушёл из театра, где новых ролей не давали уже несколько лет.

Потом «Улицы…» сменились «Операми-1, 2, 3», потом «Литейным». Кузнецов понимал, что качество сериала становится всё хуже, режиссёры меняют друг друга и даже не вникают в то, что было до них.

Он не мог оставаться равнодушным к тому, что любимый народом проект превращается в халтуру, и высказывал своё недовольство. В результате спустя 12 лет съёмок однажды с ним просто не продлили контракт.

И узнал он об этом, когда начались съёмки очередных серий. Было очень неприятно, Юрий Александрович переживал. Отсутствие постоянной работы выбивало его из колеи. «Такая судьба у нас, артистов, жить в ожидании телефонных звонков: «Не хотите ли сняться в кино?»

Ирина, которая всегда и во всём поддерживала его и ни разу ни в чём не упрекнула, снова была рядом. Но, видимо, тоже носила эти переживания в себе. И её здоровье стало давать сбой.

После Ирины

С тех пор, как не стало жены Кузнецова, прошло более 12 лет. Он выстоял и справился с потерей. Саша выросла, работает в сфере кино ассистентом по актёрам, помогает отцу, планирует стать режиссёром. Дочь Наталья работает воспитателем.

Внук Николай закончил мореходное училище. Сын Ирины Алексей живёт в Москве, работает в сфере IT. Сам Юрий Александрович в свои 78 очень востребован: снимается одновременно в нескольких фильмах.

Из самых заметных работ последнего времени: «Обитель», «Непослушник», «Тётя Марта»: «Думаю, главное сейчас — не терять работоспособности, сохранять здоровье, двигаться побольше. Дети есть, внук, значит, всё хорошо».

Оцените статью
Начинал в провинциальном театре, стал отцом в 50 лет, с трудом перенёс смерть жены. Любимый «Мухомор» Юрий Кузнецов
Дмитрий Миллер. Его украденный брат, жена и дети