Почему сын Эдварда Радзинского попал в тюрьму из-за отца, а потом его стараниями был выслан из страны

Имя Эдварда Радзинского известно далеко за пределами России, его книги о Николае II, Распутине, Александре II и Сталине переведены на множество иностранных языков, были напечатаны ведущими мировыми издательствами и разошлись миллионными тиражами.

Он писал пьесы, которые ставили на лучших сценах Советского Союза, создавал сценарии фильмов и выпускал авторские программы об истории России.

Кажется, всё в его жизни складывалось гладко и успешно, но Эдвард Станиславович и сегодня винит себя в том, что сам стал причиной ареста сына и его пятилетнего заключения.

Единственный сын

Алла Гераскина, дочь детской писательницы Лии Гераскиной, автора сказки «В стране невыученных уроков», нравилась Эдварду Радзинскому ещё с тех пор, как он учился в школе. Она была старше на шесть лет и казалась будущему писателю самой красивой девочкой в мире.

Правда, сама Алла долгое время не обращала на Эдварда никакого внимания. Но он был настойчив, заботлив и внимателен, чем в результате и покорил сердце неприступной красавицы.

В 1955 году они стали мужем и женой, а через три года родился их сын Олег. А вот семья, по сути, так и не сложилась. Олегу было всего шесть лет, когда его родители расстались. К счастью, у них хватило мудрости для того, чтобы постараться минимально травмировать ребёнка известием о разводе папы и мамы. Олег продолжал общаться с отцом и многому у него смог научиться.

Конечно, поначалу сын обижался на отца, ведь он бросил его и маму ради другой женщины, но как раз мама не говорила о бывшем муже ни одного плохого слова. Поэтому и отношения отца и сына, хоть и казались поначалу очень прохладными, всё равно были.

Повзрослев, Олег пошел по стопам отца, он планировал заниматься литературным творчеством и стал студентом филологического факультета МГУ, после окончания которого поступил в аспирантуру. Уже тогда Олег не скрывал своих диссидентских взглядов, читал запрещённую литературу, иногда критиковал власть. Никаких активных действий он вроде бы не предпринимал, но в 1982 году оказался за решёткой.

Тюрьма и изгнание из страны

В то время Эдвард Радзинский и Олег Ефремов планировали принять участие в кинофестивале в США, на руках у них уже были билеты на самолёт. Формально власти не могли в тот момент запретить писателю вылет, однако и допустить его не могли.

Эдвард Радзинский в то время уже успел прославиться за рубежом, западные журналисты не упустили бы возможности взять у него интервью. Как известно, Радзинский не считал советскую власть идеальной и мог бы во время интервью или пресс-конференции наговорить много лишнего. Эдвард Радзинский уверен: сына арестовали специально, чтобы он сам отказался от поездки за границу.

Естественно, Эдвард Радзинский никуда не полетел. О каком участии в кинофестивале могла идти речь, если единственному ребёнку грозил длительный тюремный срок? Писатель в то время был в отчаянии. Во время следствия всплыли многие факты из жизни сына, здесь и участие в пацифистской организации, выступавшей за укрепление отношений между СССР и США, и наличие диссидентской литературы и многое другое.

По совокупности Олегу Радзинскому грозили не меньше 10 лет лишения свободы. Благодаря деятельному участию отца, имевшего связи в высших эшелонах власти, суд вынес куда более мягкий приговор: всего год тюрьмы, который он отбыл в Лефортово во время следствия, с последующей пятилетней ссылкой в Сибири.

В ссылке Олегу Радзинскому пришлось непросто. Интеллектуал, успевший получить высшее образование и поступить в аспирантуру, оказался на лесоповале, где приходилось выполнять тяжелейшую работу, мёрзнуть и мириться с постоянным чувством голода.

Здоровье всё чаще давало сбой, а его вес был меньше 50 килограммов. Но и освобождение через 4 года ссылки (вышел указ о помиловании) не сулило ничего хорошего. Бывшего заключённого никто бы не взял на преподавательскую работу.

Эдвард Радзинский, как никто другой, понимал: в Советском Союзе никаких перспектив у него не было, несмотря на начавшуюся перестройку. И отец снова бросился спасать сына. Он лично просил выпустить Олега за рубеж, правда, писатель и представить себе не мог, что сына попросту вышлют из страны в числе других диссидентов буквально через девять дней после выхода из тюрьмы.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Олег Радзинский сначала выехал в Израиль, оттуда перебрался в США, где снова сел на студенческую скамью. Он окончил Колумбийский университет и получил степень магистра в области международных финансов. Сначала работал трейдером, потом – инвестиционным банкиром, а уже в 1997 году стал управляющим директором российского отделения австрийского банка Creditanstalt в Москве.

Позже вернулся в США, а спустя несколько лет снова оказался в России, в этот раз в качестве главы Совета директоров Rambler Media Group.

По мнению Олега Радзинского, тюрьма и ссылка дали ему колоссальный опыт, позволили увидеть совсем другой, не книжный мир, познакомиться с людьми, теми самыми, которые и есть народ. Благодаря своему аресту он понял, что способен на многое, как в физическом, так и в моральном плане.

Всё это в дальнейшем помогло его адаптации в чужой стране, он не сломался в одиночестве, не опустил руки, а использовал самые трудные испытания в своей жизни для того, чтобы подняться на новую высоту.

В 2006 году она снова выехал за рубеж и сегодня живёт в Лондоне, служит банкиром, пишет книги и занимается воспитанием четверых детей. Отношения с отцом давно перешли из разряда прохладных сначала в нормальные, а затем и в тёплые. Сам Олег Радзинский никогда не винил отца в своих несчастьях, напротив, он благодарен ему за всё.

Избежать заключения он всё равно не смог бы, арестовать его должны были в любом случае, но отец приложил все свои силы и связи ради смягчения приговора и получения возможности для сына выехать за рубеж. За границей же он стал вполне успешным человеком. Несмотря на перенесённые тяготы, он сохранил здоровый оптимизм и веру в будущее.

 

Оцените статью
Почему сын Эдварда Радзинского попал в тюрьму из-за отца, а потом его стараниями был выслан из страны
Предсказание гадалки и многочисленные переезды: тяжелые повороты судьбы Тамары Гвердцители