На заре 70-х артист сыграл в «Праве на прыжок» олимпийского чемпиона, и с тех пор на него сыпались главные роли. Ему пророчили блестящее будущее в кинематографе, зрительницы были от него буз ума.
Но часто бывает так, что поднявшись на самые крутые виражи успеха, человек срывается вниз. Не проходит «медные трубы» – зазнается, либо его губят вредные привычки, либо с ним становится невозможно работать.
Сегодня вспоминаем карьеру Александра Мартынова. В 1994-м его уволили из театра, а последняя киноработа датируется 1993-м годом. Правда, была эпизодическая роль в 2008-м в телевизионном сериале «Псевдоним Албанец — 2» – по усмешке судьбы, Мартынов исполнил крохотную роль олигарха.
25 июля ему исполнилось 76 лет.
Будущий актер родился в Москве, в самой обычной семье. В актерскую профессию Александр Мартынов влюбился благодаря школьному театру. Мама уговорила сына поступить на географический факультет МГУ, но тяга к творчеству у парня не пропала: он участвовал в студенческой самодеятельности и снимался в массовке на «Мосфильме».
С 70-х годов Александру удачно складывалась карьера: после исполнения роли олимпийского чемпиона Виктора Мотыля, он получил персонажа следователя Ковецкого в фильме «Совесть», а потом стал Сергеем Петуховым в «Пробивном человеке».
В 80-е годы актер вновь выделился благодаря ярким ролям — хирурга в «Миллионах Ферфакса», капитана в «Праве на выстрел» и редактора в «Диком хмеле».
Романтический образ Мартынова актер воплотил в «Военно-полевом романе». «Герой Натальи Андрейченко буквально теряла голову от его комбата, — делилась мнением актриса Татьяна Муха. — Мартынов в жизни был таким же — великолепным, настоящим Давидом Микеланджело.
Он гордо нёс себя, словно хрустальный кубок. У него была прекрасная внешность и невероятное обаяние. Куда бы Александр ни приходил, он тотчас становился центром внимания, но только в хорошем настроении.
Случалось, что он замыкался в себе, теряя интерес к окружающим. Это был умный, начитанный интеллектуал и интересный собеседник с нестандартным мышлением».
Что же произошло, почему карьера такого успешного артиста пошла прахом, и ему в итоге пришлось жить на даче в одиночестве?
Александр Мартынов никогда не афишировал детали личной жизни, однако известно, что в студенчестве у него случился скоропалительный брак с ровесницей.
В союзе на свет появились двое сыновей, однако это не спасло супругов от разлада — быт потопил любовную лодку, и актер так разочаровался в отношениях, что решил довольствоваться кратковременными романами.
Репутация ловеласа не оттолкнула Любовь Руденко. Актриса не просто вступила с коллегой по театру в любовную связь, но и родила от него сына Толю.
Вот только Мартынов ребенка так и не признал, хотя с годами становилось все более очевидно, что мальчик похож на отца. Мальчика в итоге вырастил другой мужчина. Ситуация пренеприятная, но довольно жизненная. Увы.
Далее все тоже развивалось весьма банально. Так уж повелось у нас в стране, что женщины готовы «пригреть» на груди любого мужчину, даже проблемного. А Мартынов на тот момент был даже не проблемным, а вполне себе успешным актером, завидным мужчиной.
А то что ребенка бросил… Ну так женщины думают по инерции, что уж «в моем случае точно такого не произойдет!».
Произойдет.
В 1982-м в Театр Маяковского пришла Татьяна Муха, и Мартынов ввел ее на роль в спектакле «Родственники». Она была на 15 лет младше Александра. Но между ними начался роман. После премьеры спектакля Мартынов прямо пригласил коллегу к себе домой в Черемушки.
При этом Александр не спешил делать предложение, а когда она забеременела — сказал поступать так, как она считает правильным. Мама убедила Муху оставить ребенка. Только тогда состоялась номинальная помолвка и роспись пары в загсе.
Еще до рождения дочки Маши супругам выделили квартиру на Гоголевском бульваре. Казалось, новая жизнь должна была вдохновлять, но Муха сильно поправилась и впала в депрессию, а когда на свет появилась наследница — отодвинула все остальное на задний план.
Александр сначала искренне (судя по воспоминаниям коллег) старался быть хорошим папой. Но хватило его не надолго: натура такая – «наигрался».
Причина развода оказалась тривиальной — на съемках фильма «Бейбарс» актер закрутил роман с Татьяной Плотниковой. Жена слышала, как он признавался в любви сопернице по телефону, однако ушел Мартынов из семьи, только когда измученная депрессией и днем сурка Муха его выгнала.
Впоследствии она уедет с дочкой в США, все у них сложится хорошо. Мартынов же с момент расставания судьбой ребенка никогда не интересовался.
В 90-х многие актеры остались без работы, но Мартынова это поначалу обошло стороной: он продолжал успешно выступать на сцене театра «Маяковка» и снимался в фильмах, таких как «Телохранитель», «Темные аллеи», «Золото партии» и «Трагедия века». Однако в 1994 году всё изменилось из-за неоправданной самоуверенности артиста.
В театре шла постановка «Бешеные деньги» Островского, где Мартынов исполнял главную роль. Полгода зрители заполняли зал до отказа, но в день ключевой премьеры, когда на спектакль приглашены все спонсоры, Александр Сергеевич не пришел на репетицию.
Пришлось экстренно вводить другого актера — Лобоцкого. Когда Мартынова вызвали на разговор, он заявил Андрею Гончарову, что находился в Швейцарии для подписания контракта с Голливудом. Режиссер не принял эту историю и, разгневавшись, уволил звезду.
Мартынов чувствовал себя настолько оскорбленным, что решил поставить точку в карьере: он не пытался устроиться ни в один театр и надолго исчез из кино. Высокомерный, обиженный и уставший от жизни, он поселился на даче и большую часть своего времени проводил там. Фото актера редко появляются в прессе.
Однако вездесущим журналистам таки удалось взять у Александра Сергеевича короткое интервью, в котором он подтвердил, что спокойная жизнь вдали от суеты делает его счастливым.