-Друг мой, будьте осторожны. Это дело может стоить вам жизни. В тайнике бесценные сокровища, — напутствовала Мария Павловна Альберта Стопфорда.
-Не переживайте, ваше императорское высочество. Прошу, набросайте мне на бумаге план Владимирского дворца, и укажите, где находится ваш тайник. Я постараюсь вам его доставить, — ответил английский посланник.
-Вы хорошо подумали? Я не хочу, чтобы из-за меня вы были убиты, — тихо проговорила великая княгиня.
-Это мое личное решение, и только я несу за него ответственность, — отозвался Альберт Стопфорд.
Вздохнув, Мария Павловна подошла к столу и села на стул. Пододвинув лист бумаги, она начала рисовать схему дворца.
-Когда пройдете вверх по лестнице и окажетесь на втором этаже, дойдите до моей спальни, она находится здесь, — показала пальцем Мария Павловна. — Пройдите внутрь. У стены будет потайная дверь, вот ключ от нее. Внутри находится мой будуар и шкатулка с драгоценностями.
Англичанин, склонившись к столу, внимательно изучил схему и, протянув руку, забрал ее и ключ.
-Я справлюсь, — улыбнулся он на прощание прежде, чем покинуть великую княгиню.
Из всех своих украшений Мария Павловна больше всего любила Владимирскую тиару. Она получила ее в подарок на свадьбу от жениха великого князя Владимира Александровича. Тиара была создана по его приказу специально для подарка любимой. За тиару великий князь заплатил 48 200 рублей.
Украшение сделали из пятнадцати изумительных бриллиантовых колец; в центре каждого кольца ювелиры расположили подвеску из крупной каплевидной жемчужины.
Свое название «Владимирская» тиара получила в честь заказчика — Владимира Александровича.
В конце июля 1917 года Альберт Стопфорд смог воспользоваться суетой, творящейся в Петрограде, и проник во Владимирский дворец. Английский посланник быстро сориентировался и нашел будуар великой княгини, где был спрятан тайник с драгоценностями. Среди них находилась жемчужно-бриллиантовая тиара.
Альберт Стопфорд, пользуясь своим дипломатическим положением, смог без досмотра пройти границу. Большая часть обнаруженных драгоценностей была переправлена в Англию. Позже их передали Марии Павловне, сумевшей сбежать из революционной России.
Стопфорд получил хорошее вознаграждение за организованную доставку.
Любуясь на полученную тиару, Мария Павловна могла вспоминать головокружительные балы, которые они с мужем организовывали во Владимирском дворце. В дореволюционные времена великая княгиня часто надевала тиару. Она умела носить драгоценности, как никто иной. Владимирская тиара напоминала ей о днях, когда она была счастлива.
Но ностальгия продлилась недолго. Перенесенные испытания оказались для великой княгини фатальными, и через несколько месяцев, после прибытия в Европу, она скончалась.
Драгоценности Марии Павловны были разделены между ее детьми. Владимирская тиара досталась дочери — греческой принцессе Елене.
Прошел всего год, как Елена, испытывающая финансовые проблемы, решила продать тиару. Украшение за 28 000 фунтов стерлингов купила ее родственница — королева Великобритании Мария Текская.
О продаже знаменитой тиары ходили противоречивые слухи. Были сомнения, действительно ли английская королева заплатила столько денег греческой принцессе? Не могло ли оказаться, что принцесса по-родственному подарила украшение королеве, но официально объявили о продаже.
Но, так или иначе, а сокровище из Российской Империи стало принадлежать английской короне.
Жемчужины на тиаре съемные, поэтому королева любила их менять на изумруды. Поговаривали, что тиара досталась королеве в плохом состоянии — помятая и с отсутствием нескольких жемчужин. Английские ювелиры довели украшение до безукоризненного состояния.
С 1953 года Владимирская тиара перешла по наследству к Елизавете ll. Роскошное украшение стало одним из ее любимых.
И по сей день знаменитое украшение великой княгини Марии Павловны находится при английском дворе.
Новость о проданной тиаре в 1921 году Владимирской тиаре быстро достигла России, и большевики догадались, что великая княгиня у них под носом вывезла несметные сокровища Империи. Но вернуть утерянные драгоценности было невозможно.