Когда в августе 1973 года на ТВ вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», зрители были буквально прикованы к экранам. Лишь один зритель не стал смотреть эту картину. Он ненавидел этот фильм. Этим человеком был актер Арчил Гомиашвили.
В театральной и киношной тусовке многие помнят о том, как Арчил боролся за роль Штирлица.
Некоторые считают ту историю байкой, но Татьяна Лиознова в своих последних интервью неоднократно подтверждала, что все те события имели место быть.
На роль Штирлица в сериале Лиозновой было три основных претендента: Олег Стриженов, Вячеслав Тихонов и Арчил Гомиашвили. В те годы имя Арчила уже крепко ассоциировалось с образом Остапа Бендера.
Когда планировались пробы на роль Штирлица, в актерской среде пошли разговоры, что Гомиашвили присматривается к режиссеру Лиозновой, как к своей будущей невесте.
Лиознова и Гомиашвили познакомились в общей компании. Татьяна не была той красоткой, за которой толпами бегают поклонники. Мужчины старались избегать ее пронзительного взгляда и умения парировать острыми словечками.
Арчил стал одним из немногих, кто стал настойчиво добиваться женского внимания Лиозновой. В арсенале актера было многое из того, что покоряет женские сердца.
Он был не только харизматичен, умен и талантлив, но и обладал превосходным вкусом и, вне всяких сомнений, любил и умел жить красиво.
Гомиашвили всегда модно одевался и пах дорогим парфюмом. Он скрупулезно следил за своей внешностью. Помимо этого, он ездил на шикарной машине и жил в Доме на Набережной, где приобрел квартиру.
Своим обаянием и умением красиво ухаживать Гомиашвили растопил сердце Лиозновой, которую называли «железной леди советского кино». Лиознова даже допустить не могла, что Арчилом движет что-то еще, кроме искренних чувств к ней.
Всеми планами по подготовке к съемкам «Семнадцати мгновений» Лиознова откровенно делилась с новым возлюбленным. Однако роль Штирлица, о которой мечтал Гомиашвили, Татьяна ему не предлагала. Тогда Арчил сам поднял эту тему.
Он сказал Лиозновой, что хочет пройти пробы на роль Штирлица, Татьяну это поначалу рассмешило. Такая реакция Лиозновой стала причиной первой серьезной ссоры между любовниками. Помирилась пара лишь тогда, когда Лиознова внесла Гомиашвили в список претендентов на роль Штирлица.
В тот период жизни Лиозновой многие замечали, как она изменилась. Всегда сдержанная и холодная женщина словно бы расцвела.
Шло время, а никаких продвижений с выбором кандидатуры на роль Штирлица не было. Руководство Гостелерадио настаивало на кандидатуре Тихонова. Начальство не хотела видеть грузина (хоть и очень популярного) в роли советского разведчика. Однако Арчил так просто сдаваться не собирался.
Гомиашвили захотел привлечь на свою сторону Юлиана Семенова – автора романа, по которому ставился фильм. Семенов пошел на встречу и разработал настоящую спецоперацию. Арчил, по совету Семенова, снял ресторан «Арагви» и пригласил туда всю съемочную группу картины.
На банкете, когда все изрядно выпили, Семенов сказал Лиозновой, что лучше Гомиашвили Штирлица никто не сыграет.
Этот вечер закончился скандалом. Лиознова все поняла и уехала домой одна. Это положило конец ее роману с Гомиашвили. На роль утвердили Тихонова.
Спустя несколько лет Лиознова и Гомиашвили встретились в самолете. Режиссер везла на очередной показ свой фильм. Гомиашвили, который был давно женат, увидев ее воскликнул:
— Какая ирония судьбы! Я везу любимую дочку, а ты – железные банки с пленкой!