Трагическая госпитализация Маргариты Тереховой: дети разоблачают ее болезнь и рассказывают о ее молодости

Маргарита Терехова – актриса театра и кино, олицетворяющая эпоху 70-х годов советского кинематографа, известная по фильмам «Зеркало», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Белорусский вокзал» и многие другим. Режиссер фильма «Чайка» (2006).

Детство

Маргарита Терехова появилась на свет 25 августа 1942 года в маленьком городке Туринск, где в те страшные военные годы остановился Свердловский передвижной драмтеатр, в котором работали родители Маргариты – коренной сибиряк Борис Иванович Терехов и полячка Галина Станиславовна Томашевич.

Женщина выходила на сцену вплоть до девятого месяца беременности.

Вскоре Бориса призвали на фронт. В ходе боевых действий он получил контузию и потерял память. В следующий раз Маргарита увидела его уже взрослой, у отца была новая семья. Девочку растила мать, продолжавшая выступать на сцене.

Детство Тереховой прошло за кулисами, она спала в ящике с реквизитом и, наблюдая за мамиными выступлениями, изучали весь репертуар.

Маргарите не исполнилось и трех, когда семья переехала в Ташкент, к сестре Галины. Это был вынужденный шаг – из-за сурового уральского климата Малышка подхватила воспаление лёгких и чудом выкарабкалась с того света.

Солнечная ташкентская погода, обилие фруктов и овощей, – все это быстро поставило малышку на ноги. В этом городе Маргарита прожила вплоть до окончания школы.

В старших классах Рита, высокая худенькая девушка с толстой русой косой, считалась первой красавицей. Учеба давалась ей легко – она окончила ее с золотой медалью. Учителя подмечали ее талант к точным наукам, особенно к математике.

Девочка проявляла успехи и в спорте – входила в юношескую сборную Узбекистана по баскетболу. Эти навыки помогли ей во время учебы в театральном вузе, когда ее курс занимался упражнениями по биомеханике Мейерхольда – девочки должны были, стоя на плечах у мальчиков, спускаться по главной лестнице, не держась за перила.

Студенчество

В 1959 году Маргарита поступила на физико-математический факультет в Национальный университет Узбекистана (в те годы он именовался Среднеазиатским государственным университетом). Но уже после второго курса поняла, что хочет поступить в театральный вуз. Так Терехова оказалась в Москве, на вступительных экзаменах во ВГИК.

Вначале все шло замечательно – выделявшаяся на фоне других абитуриентка приглянулась комиссии. «Вдруг появились какие-то «свои» девочки, – и меня не берут», – вспоминала актриса. Затем кто-то украл все ее деньги из комнаты в общежитии, куда поселили абитуриентов.

Старшекурсники решили помочь «девочке с косой», как называли Маргариту, и подкинули ей работу – небольшую роль в документальном фильме.

В недрах студии до Тереховой долетел слух, что знаменитый режиссер из театра Моссовета Юрий Завадский набирает новый курс – неслыханно поздно, в конце августа. На вступительных испытаниях девушка прочитала надрывный монолог Натальи из «Тихого Дона» Шолохова и лиричные стихи Кольцова.

Видимо, такой контраст пришелся экзаменаторам по душе – Маргариту приняли в Школу-студию при театре Моссовета. Ее имя стояло первым в списках.

Следующие три года пролетели незаметно. Маргарита буквально жила в театре, постигая актерское мастерство, стоя на одной сцене с признанными мастерами, включая Любовь Орлову, Фаину Раневскую. Таков был метод Завадского – он категорически отрицал разделение актеров на «новичков» и «мэтров».

С первых дней Маргарита сблизилась с однокурсником Вячеславом Бутенко, который стал ее мужем на втором курсе. Правда, сразу после окончания студии супруги «разбежались». В студенческие годы Маргарита также обрела самую верную подругу – однокурсницу Наталью Верову.

Начало

Первой серьезной ролью Маргариты Тереховой в театре стала Клеопатра в постановке «Цезарь и Клеопатра». Цезаря играл Ростислав Плятт.

Впоследствии ее театральный репертуар пополнился ролями в спектаклях «Глазами клоуна» (Мари, 1968), «Преступление и наказание» (Соня, 1971) «Царская охота» (Елизавета, 1977), «Тема с вариациями» (Любовь Сергеевна, 1979) и многих других.

В 1964 году Маргарита Терехова окончила Школу-студию и стала актрисой Театра им. Моссовета, где работала до 1983 года. Получила жилье в театральном общежитии – восьмиметровая комната в аварийном здании. Но Маргарита, всецело отдавая себя любимой работе, возвращалась туда лишь поспать, поэтому не замечала разруху.

Через год после ее выпуска из школы-студии, в 1965, на экраны вышла картина «Здравствуй, это я!» армянского режиссера Фрунзе Довлятяна. Кинодебют Тереховой, исполнившей роль девушки Татьяны, олицетворявшей дерзкое, решительное послевоенное поколение.

Пронзительная драма с Роланом Быковым, Натальей Фатеевой и Арменом Джигарханяном завоевала любовь зрителей и была номинирована на «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Первая же роль Маргариты Тереховой в кино сделала ее союзной знаменитостью. «Родилась актриса – не похожая ни на кого», – отзывались о ней критики.

Всесоюзный успех

Два года спустя вышла следующая знаковая работа в фильмографии актрисы – мелодрама «Бегущая по волнам», снятая по мотивам романа Александра Грина. Знаковая не только потому, что в этом фильме актриса сыграла сразу две роли – Биче Саниэль, жены капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушку из легенды.

На съемочной площадке Маргарита воспылала чувствами к ее партнеру, популярному болгарскому актеру Саве Хашимову. Когда работа над «Бегущей» подходила к концу, актриса была на 4 месяце беременности.

Воистину культовым стал фильм «Белорусский вокзал» (1971), классика военного советского кинематографа. «Терехова сыграла самую современную по тем временам женщину – курящую, знающую толк в мужчинах. Она – отдельный театр», – так оценил игру Маргариты Михаил Боярский.

Семидесятые прошли под эгидой Маргариты Тереховой. Она сыграла Машу в экранизации повести Чехова «Моя жизнь» вместе со Станиславом Любшиным, Алисой Фрейндлих, Юрием Соломиным; Тасю в «Монологе», Наталью в фильме Петр Фоменко «Детство. Отрочество. Юность»; Диану в «Собаке на сене».

Знакомство с Андреем Тарковским

Судьбоносным для Тереховой стало знакомство с режиссером Андреем Тарковским в 1972 году в студии «Мосфильм», куда актриса пришла на пробы к фильму «Солярис».

Роль Хари в итоге получила Наталья Бондарчук, но режиссер, которого Терехова не раз называла величайшим кинодеятелем современности, запомнил Маргариту – в первую очередь благодаря ее густым золотистым волосам.

Когда начались пробы к фильму-размышлению о близких «Зеркало», Тарковский вызвал актрису в киностудию. На пробах на главную роль она обошла даже Марину Влади.

Если правда, что в жизни каждой актрисе нужно ждать «своего» режиссера, то определенно таковым в жизни Тереховой стал Андрей Тарковский. Период работы под его началом Терехова описывала как «блаженство и лучшее время жизни [мне] хотелось летать как птице».

Всего один раз она осмелилась пойти наперекор его мнению – когда от нее потребовали рубить в кадре головы петуху. «Я актриса, а не живодер», – возмутилась Терехова, и сцену изменили.

Помимо «Зеркала», Терехова сотрудничала с Тарковским, когда тот ставил спектакль «Гамлет» на сцене театра Ленком, и это был, пожалуй, самый неоднозначный Гамлет за всю историю отечественного театра – в финале главный герой «воскрешал» всех павших.

Маргарита играла Гертруду, Гамлета – Анатолий Солоницын, Лаэрта – Николай Караченцов, Офелию – Инна Чурикова.

Миледи

Маргарита Терехова превосходно исполнила роль коварной Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», вышедшей на экраны в 1979 году. Режиссер хотел отдать роль Елене Соловей, но актриса отказалась из-за беременности, и он вспомнил о Тереховой.

Работу над образом вела Маргарита Терехова очень серьезно, полностью окунувшись в историю. Она сама научилась верховой езде и лихо скакала перед камерами, хотя до этого даже не подходила к лошадям; выяснила, что прототипом ее героини был реальный агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской.

Терехова создала яркий образ коварной интриганки, которая нашла в кардинале своего защитника-покровителя и под его прикрытием осуществляла свои планы.

Создавая свой персонаж, Терехова придумала много фраз и реплик, таких как: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. Во время съемок у актрисы на плече мистическим образом проступило красное пятно в виде лилии.

Режиссерская деятельность и работы 90-х

В 80-е актриса снималась куда меньше, отметившись в паре запоминающихся картин в первой половине десятилетия («Благочестивая Марта», «Графоман» и др.). Возможно, на смену пришли новые герои и героини, а может быть, Тарковский в свое время задал ее актерским амбициям такую высокую планку, что сниматься в низкопробных кинолентах она уже не могла.

Актриса сосредоточилась на театре – в 1982 году ушла из Моссовета, с Игорем Тальковым создала программу «Балаганчик» и вместе с ней объездила полстраны. В 1987 году Маргарита вернулась в Театр им. Моссовета.

В 1990 году Терехова снялась в картине эстонского режиссера Арво Ихо «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия».

В 1994 году она поставила спектакль «Под крышей» со студентами ГИТИСа, в 1996 году подала заявку на съемки фильма по чеховской «Чайке» – это была ее давняя мечта – но получила отказ. В том же году ей присудили звание Народной артистки России.

В 2002 году Тереховой все-таки удалось воплотить в жизнь свою мечту и приступить к съемкам «Чайки». На главные роли Терехова утвердила себя и своих детей – Анну и Александра. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина и Андрея Соколова.

Фильм снимали в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере.

За исключением появления в российско-французской независимой драме «Поездка к матери» (2014), «Чайка» – последняя актерская работа Маргариты Тереховой. С 2006 года актриса страдает от болезни Альцгеймера, усугубляющейся с каждым годом.

В связи с этим она ушла из театра, больше не снимается в кино и отстранилась от общественной жизни.

Личная жизнь Маргариты Тереховой

Личная жизнь Маргариты Тереховой не сложилась. У нее было много поклонников, и немало коллег-актеров отдали бы все, чтобы быть вместе с ней. Но жизнь рассудила иначе.

Первый муж Маргариты Тереховой – ее студенческая любовь, однокурсник Вячеслав Бутенко. Но уже через полгода стало ясно, что скоропалительный брак стал ошибкой.

В 2017 году подруга актрисы рассказала, что на старших курсах Маргарита могла стать супругой режиссера Алексея Габриловича, потомственного москвича из интеллигентного семейства. Он был безумно влюблен в Терехову, поселил ее в своей квартире. Но однажды в сердцах поднял на нее руку, чего она, несмотря на все его усилия, простить так и не смогла.

Следующей любовью артистки стал, как мы уже упоминали выше, болгарский актер Сава Хашимов. Их роман разгорелся на съемочной площадке мелодрамы «Бегущая по волнам». И хотя Хашимов был женат, он оставил семью ради «русской красавицы».

Маргарита забеременела. Сава узнал об этом уже по возвращении в Болгарию, тут же бросился писать письмо с предложением руки и сердца, которое Терехова приняла. Хашимов приехал в Москву, пара расписалась и стала жить в комнатке общежития, которую театр Моссовета выбил для Маргариты.

Их дочка Анна родилась в августе 1967 года. Ей не исполнилось и двух лет, как брак родителей дал трещину. Сава вернулся на родину. Растить малышку Маргарите помогала ее мать – ее как раз пришлось выписать в Москву, так как ее дом в Ташкенте разрушило стихийное бедствие.

Отцом второго ребенка, сына Саши (1981 г.р.), Маргарита называла таджикского директора обувной фабрики Сайфинддина Тураева, с которым познакомилась на съемках фильма «Кто поедет в Трускавец».

Его фамилию и носил Александр. Однако притязания на отцовство высказывал режиссер Георгий Гаврилов, который был младше Тереховой на 13 лет. В интервью одному изданию он рассказал, что их с Маргаритой связывали романтические отношения в течение трех лет.

Младше Маргариты на 15 лет был актер и музыкант Игорь Тальков, с которым она какое-то время жила вместе. Возможно, именно этого мужчину Терехова ждала всю свою жизнь, но… в 1991 году Тальков был убит.

Анна и Александр Тереховы пошли по стопам матери. Анна окончила ГИТИС, играла в Московском театре Луны (до 2018 года), изредка появлялась в кино. Александр тоже получил актерское образование, но его фильмография куда короче, чем у сестры. Из последних его работ – аптекарь Саша из сериала «Улица».

Анна воспитывает сына Михаила (1987 г.р.), Александр – дочку Веру (2015, мама – бывшая солистка «ВИА Гры» Татьяна Найник).

Маргарита Терехова сейчас

В декабре 2018 года дочь Маргариты Тереховой рассказала журналистам, что актриса уже 12 лет не общается с прессой по причине болезни Альцгеймера. Заболевание прогрессирует: Маргарита почти не осознает себя, не ходит и почти ни на что не реагирует.

Начиналось все постепенно. Прошло время, прежде чем мы смогли отвести маму к врачу, так как она совсем не понимала, что с ней происходит. Когда мы узнали точный диагноз, жизнь поменялась… Мама менялась внутренне и внешне.

Я прошла долгий путь от неприятия, ужаса и отчаяния до осознания проблемы, терпения и борьбы с болезнью. Главное, я поняла, что только любовь, доброта, ласка, забота и, как ни странно, радость общения могут помочь в нашей жизни.

Сейчас я счастлива, что мама рядом, жива и радует нас, пусть крохотными, но прекрасными моментами узнавания, добрых глаз, улыбками, возможностью обнять и поцеловать.

Сын Тереховой был более сдержан в оценках состояния актрисы:

Лучше быть не может с таким диагнозом, может быть только более плавно хуже. Она не говорит давно, поэтому сложно понять, узнает она или нет. Я думаю, что она давно меня не узнает. Иногда что-то такое проблескивает, знакомый образ, видимо, она пытается вспомнить, но я думаю, что нет

Маргарита Борисовна живёт в Москве. Ей, прикованной к кровати, оказывают финансовую помощь благотворительный фонд «Артист» и Театр Моссовета, в котором актрисе по-прежнему платят зарплату. А на 80-летие Тереховой руководство театра устроило вечер в её честь, собравший полный зал, несмотря на отсутствие виновницы торжества.

24 мая 2024 года Терехову госпитализировали в Боткинскую больницу с желудочно-кишечным кровотечением. Врачи оценивали её состояние как средне-тяжёлое.

Оцените статью
Трагическая госпитализация Маргариты Тереховой: дети разоблачают ее болезнь и рассказывают о ее молодости
Мама и знаменитый папа телеведущего Дмитрия Борисова. Чем занимаются и как выглядят