Наталья Крачковская о Гайдае: обида на «арбузные груди», смертельные трюки, и зачем режиссёр откармливал очаровательную «пышечку»

Она снялась в 125 фильмах! А ведь Наталья Крачковская не имела профессионального актёрского образования. Но зрители обожали обаятельную «пышку», блиставшую в небольших комедийных ролях.

Сама она очень любила вспоминать работу с режиссёром Леонидом Гайдаем и с удовольствием рассказывала о том, как дважды едва не лишилась жизни на съёмках. Да, с удовольствием! Ибо, пережитый испуг остался в далёком прошлом, а счастье прикосновения к настоящему искусству, несущему людям смех и радость, осталось на всю жизнь.

Да что же я Вам подберу? — всплеснула руками костюмерша. — Вам чехол для танка нужен!

Леонид Гайдай всегда тщательно подбирал актёров. Вот и на роль мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев» претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова.

— Всё не то, — с досадой бурчал под нос режиссёр на пробах, проходивших в Алуште.

В студию вошёл оживлённый звукорежиссёр Владимир Крачковский.

— Леонид Иович, а я жену на съёмки привёз! Познакомьтесь с моей Натальей!

Гайдай ахнул про себя, здороваясь с Крачковской. Вот же она, знойная женщина, мечта поэта!

— Мне бы актрису на роль мадам Грицацуевой, как эта Крачковская, — шепнул он ассистентке. — Ищите похожую на неё! Таких же габаритов и такую же обаятельную!

— Леонид Иович, так попробуйте её! — нашлась ассистентка. — Зачем далеко ходить? Опыт работы у Крачковской есть, играла в эпизодах.

Наталья прочла сценарий и обиделась.

— Володя, что это?! — набросилась актриса на мужа. — Ты же сценарий изучал! Такой меня видишь? «Необъятная дама с арбузными грудями»!

— Милая, — улыбнулся супруг. — Ты в зеркало-то посмотри!

Придя на пробы, актриса обиделась ещё раз.

— Да что же я Вам подберу? — всплеснула руками костюмерша. — Вам чехол для танка нужен!

— На себя посмотрите, — надулась Крачковская. — Сами-то где чехлы берёте?

— Не обижайтесь, я не со зла, просто действительно не знаю, что Вам дать, — развела руками женщина.

Нашлось самое большое платье, застегивающееся по спинке на пуговицы. Его распороли спереди и зашнуровали, задрапировав платком.

— Пришлось проходить пробы в лохмотьях! — разводила руками Крачковская.

С годами Наталья привыкла к своей полноте и научилась над ней подтрунивать, ведь самоирония — лучшее оружие против насмешек. Ниже цитаты из разных интервью:

Это была «моя» полнота — я, невзирая на нее, чудесно двигалась, танцевала, до шестидесяти лет легко могла сесть на шпагат.

Мама очень правильно меня подготовила, она сразу сказала, что Джульетту сыграть мне никто и никогда не предложит. «Наташка, они просто не найдут Ромео, чтобы решился встать под балконом, на который выйдет такая Джульетта».

Когда мы закончили съёмки «Двенадцати стульев», Леонид Гайдай так и сказал: «Наталья Леонидовна, не морочьте себе голову. Катерину вам не играть, народ со смеху помрет на фразе: «Почему люди не летают?»

Я актриса больших форм!

На пробах Крачковская пришлась по душе Гайдаю, свой выбор мадам Грицацуевой он сделал. А с Остапом Бендером дело застопорилось. Наталья пробовалась со всеми претендентами на роль, актёров было очень много! Высоцкий, Миронов, Баталов, Белявский…

Крачковская была очарована Михаилом Козаковым и считала, что он справился бы с ролью лучше, но режиссёру виднее, он выбрал Арчила Гомиашвили.

Тяжелее всего давалась актрисе сцена погони за Бендером по извилистой лестнице через пять этажей.

— А дублёрши мне не полагалось! — усмехалась Наталья. — Бегала я по этой лестнице две недели! Думала, Богу душу отдам — мне только бегать с моим-то весом! Но меня поджидала другая опасность.

Во время одного из дублей Крачковская чуть не вылетела с площадки, потеряв ориентацию.

— Я уже ногу над бездной занесла на краю, но Арчил схватил меня за руку и дёрнул на себя, — вспоминала Наталья. — Спас от смерти! Я отделалась испугом. А как я ненавидела транспортёр с валиками!

Все рёбра он мне пересчитал, но это ещё не всё. В середине транспортёра на меня должны были опустить мостик (вроде бы из пенопласта), с которым я ехала дальше.

Еду на транспортёре, кричу Бендеру «Суслик!». Приближаюсь к мостику, его опускают мне на ноги и… я реву, как паровозный гудок! Внутри у мостика был чугун! На ногах образовались жуткие синяки. К счастью, переснимать не потребовалось.

Вспоминала Наталья и сцену, в которой набила огромную шишку на голове. Мадам Грицацуева должна была нырнуть в кипу газет вниз головой. Для мягкости подложили матрасик.

— А матрасик крохотный! Но Гайдай говорит: «Вы же головой ныряете, голова на нём поместится!» И я нырнула.

Получилось прекрасно, но надо было переснять, камеру заело. Дубль два! Влетаю в газеты и чувствую, что матрасика нет! Леониду Иовичу вздумалось его поправить, да не успел. В итоге я умудрилась набить шишку, а режиссёру сломать палец!

Я вернула равновесие и полезла дальше на этот странный писк

Гайдай ожидал, что после выхода фильма на экраны звёздами станут Гомиашвили и Наталья Воробьёва, сыгравшая Эллочку-людоедку. Конечно, они были хороши, но публика высоко оценила Кису Воробьянинова, сыгранного Филипповым, и мадам Грицацуеву.

Режиссёр понял, что открыл новую звезду, и пригласил Крачковскую в свою следующую комедию «Иван Васильевич меняет профессию».

Наталья играла Ульяну, жену Бунши, но во время съёмок заболела воспалением лёгких и целый месяц пролежала в больнице. Вышла оттуда, а на больничном правильном питании похудела, сбросив около двадцати килограммов!

— Я сама была от себя в восторге! — вспоминала Крачковская. — Столько сбросила, даже талия нарисовалась! Ноги постройнели, лицо такое приятное стало — щёки на глаза не лезут, а глаза вроде как больше стали.

Но Гайдая чуть удар не хватил! И в этой роли ему нужна была всё та же габаритная женщина с арбузными грудями.

— Наталья Леонидовна, мы для Вас организуем спецпитание: манная каша, взбитые сливки, густая сметана, макароны с сыром, оладушки с мёдом и вареньем! — заявил режиссёр. — Жена Бунши такой худой быть не может! Вы должны поправиться.

Пришлось Крачковской набирать вес, и за три недели она обрела прежние формы. Вернуть килограммы согласилась, а постричься не далась! Ульяна Бунша в конце фильма снимает парик, а под ним — коротенький ёжик волос. Однако, это тоже был паричок. «Побреюсь налысо, но только после Вас!» Режиссёр закрыл тему.

— А потом я опять чуть не отправилась к праотцам! — восклицала Наталья, вспоминая съёмки. — Была на краю гибели во цвете лет!

По сюжету Ульяна Бунша в поисках супруга перелезала через балкон, чтобы попасть в квартиру Шурика.

— Это был пятый этаж, — рассказывала актриса. — Меня подстраховали, повесив под балконом строительную люльку. В глаза бьёт свет прожектора, и я неуклюже начинаю заваливаться. Страшно, но там же люлька!

И вдруг слышу громкий писк. Я вернула равновесие и полезла дальше на этот странный писк. Оказывается, люльки не было, так как её зацепила автовышка и сорвала, и я всё сделала без страховки.

А Юрочка Яковлев, не в силах закричать, увидев, что я заваливаюсь, издал громкий писк сдавленным от волнения горлом. Спас меня! Жаль только, эпизод этот в картину не вошёл, его вырезали…

Оцените статью
Наталья Крачковская о Гайдае: обида на «арбузные груди», смертельные трюки, и зачем режиссёр откармливал очаровательную «пышечку»
Стройные ноги 52-летней Дарьи Поверенновой, не дают покоя хейтерам. Как актрисе удается при росте 170 см держать вес 50 кг